Игорь Виттель: Африканский рекорд французов

Пусть это не бег и прыжки или даже не самый маленький внешний долг, но тоже своего рода достижение, которое далеко не всем доступно: Франция сейчас держит рекорд как страна, у которой больше всех захвачено заложников. Нет, не пугайтесь, это не французы нахватали кого ни попадя, это наоборот — французские граждане находятся в заложниках у самых различных исламистских террористических организаций в Африке.

   
   

К рекорду они пришли буквально только неделю назад, во вторник, 19 февраля, когда похищение в Камеруне целой семьи довел общее число заложников-французов до 15 человек. На втором месте в этом нерадостном рейтинге находятся США — 9 человек. Захватить семью Мулин-Форнье из 7 человек (из них 4 детей) в Камеруне оказалось довольно просто, несмотря на то, что отец семейства — директор отдела внешних сношений во французской газовой компании GDF. Он провел в столице этой африканской страны 2 года, а семейство прибыло к нему на отпуск. Как сообщают свидетели, все семь человек были захвачены в окрестностях Национального парка Камеруна неподалеку от границы с Нигерией.

Вооруженные автоматами исламисты из группировки «Боко-Харам» просто и безыскусно выволокли все семейство из машины, отделили взрослых от детей и увезли всех куда-то на мотоциклах. Министр иностранных дел страны утверждает, что заложники переправлены в Нигерию.

Предполагается, что захват совершен с целью получения выкупа, но пока МИД Франции высказывается в том духе, что не намерен уступать террористам и что французские силы безопасности делают все для того, чтобы найти и освободить заложников.

Как бы не закончилась эта история, но некий результат у нее уже есть — к списку нерекомендованных для французов к посещению по причине опасности стран после этого случая добавлены еще две. Как Париж дошел до жизни такой? Две причины: жадность и готовность платить выкуп.

Причина первая: Франция стала более активно лезть в свои бывшие колонии в Африке, причем гонит туда граждан бывшей метрополии отнюдь не тяга к природе и любовь к экзотическому туризму. Природа тут всех интересует ровно в той степени, в которой она представлена некоторыми полезными ископаемыми — нефть, газ, уран и прочее. Соответственно, французские заложники оказываются, как правило, работниками соответствующих французских же компаний.

Причина вторая: как бы там МИД Франции не рассказывал о том, что не допустит, не заплатит и не будет потакать террористам, а вовсе даже вышлет доблестный французский спецназ, эта теория не подтверждается практикой. Во-первых, доблестный спецназ у себя дома во Тулузе в прошлом году сутки с лишним безуспешно выколупывал одного террориста из его квартиры в пустом доме. Помните Мухаммада Мера, который расстрелял детей в еврейской школе и пристрелил пару солдат? В результате долгой осады, оный террорист, отсидевшись в ванне, сбежал в окно и был более-менее случайно подстрелен снайпером. Успев по дороге ранить как минимум трех бойцов антитеррористического подразделения.

   
   

Об уровне подготовки Мера ходили разные слухи. В свои 23 года он успел якобы побывать в лагерях по подготовке боевиков в Афганистане и Пакистане. Насколько это соответствует действительности — судить сложно, да и смысла нет. В Нигерии, Камеруне, Мали и прочих зонах действия исламистских группировок таких Мухаммедов многие тысячи, причем достаточно большое число из них проходили подготовку у тех же французских спецназовцев. Ливию помните, да? И оружия у них поболе чему у Мера. Опять таки из Ливии. Да и как, интересно, спецназ собирается искать своих сограждан в стране, население которой примерно в три раза больше, чем во Франции?

Но мы не про это, мы про главное. Про то, что французы платят. И еще как платят: только за захваченных в 2010 году на урановом руднике четырех граждан Франции «Аль-Каиде» в Магрибе было перечислено около 13 миллионов евро. Правда заложники освобождены не были, но 13 миллионов евро «Аль-Каиде» весьма пригодились. Но французы все еще пытаются сделать вид, что никто никому ничего не платил. О том, как это произошло на самом деле, рассказала бывший посол США в Мали Вики Хадельстон. Причем рассказала она об этом в самом начале февраля, а пару недель спустя была похищена семья Мулин-Форнье. Не знаю, сколько за них захотят исламисты, если за 4 французов просили (и получили) 13 миллионов евро, но сомневаюсь, что террористы из «Боко-Харам» захотят сделать правительству Франции скидку, как постоянным клиентам.

Здесь бы самое время рассказать анекдот о том, как быстро в домашних условиях сделать французский флаг: берем багет и белую простыню, привязываем — готово.

Но шутки-прибаутки тут мало чем помогут. Проблема, по мнению экспертов, становится уже не чисто французской, а распространяется на представителей всех стран Запад и не только. Она заключается в том, что африканские исламисты не собираются спрашивать паспорта у белых, а планируют хватать всех, здраво рассчитывая, что за французов заплатят, а с остальными — видно будет.

И видно, кстати, что остальные тоже не особенно жадничают: по утверждениям все той же Вики Хадельстон, европейские правительства суммарно с 2004 по 2011 год заплатили выкупов на 60 миллионов евро. То есть, в целом, можно не опасаться, что когда «Аль-Каиду» и прочих перестанут финансировать власти различных нефтяных королевств, то ей будет не на что жить. Европейцы уже показали африканским и прочим джихадистам еще один путь доходного бизнеса для вполне безбедной жизни...

 

 
Игорь Виттель

Журналист, телеведущий, политолог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: