Если вглядеться в статистику голосования, то рассказы про «яростный звон гитар, яростный стройотряд» и о бескопромисной борьбе «нанайских мальчиков» между сторонниками кандидатов оказываются рассказами, скорее, фантастическими. Барак Обама не выиграл на этих выборах. Он удержался у власти с перевесом (пусть и хорошо распределённым) в менее чем 2 % голосов.
Проиграл выборы не только Митт Ромни. Обама 2.0 проиграл Обаме 1.0, то есть себе самому 4-летней давности, причём с гигантским разрывом.
Оставим в покое выборщиков, возьмём полную статистику. За Обаму в этот раз проголосовало 61,6 млн американцев, а за Ромни 58,4 млн. Разница в 3 миллиона голосов.
При этом в 2008 году за Обаму проголосовало 69,4 млн человек, а за МакКейна – 59,9. Таким образом, простая математика показывает, что Обама потерял за 4 года 8 млн голосов. Причём на самом деле эта цифра ещё выше, так как в этот раз за демократа проголосовало около 75–80 % выходцев из Латинской Америки, отдавших ему же 4 года назад только около 60 % голосов. На эту практически удвоившуюся за последние 20 лет группу населения, к которой сегодня относится свыше 10 % обладателей права голоса, Обама сделал в последнее время особый упор, обещая им различные «пряники», включая легализацию «инфильтрантов» (это те, которые, как самураи, по ночам переходят границу у реки) и облегчение натурализации. И они организованно заменили ему «беглых» демократов.
Но отличились и республиканцы – Митт Ромни оказался для них уж «слишком мормоном», поэтому полтора миллиона голосовавших за МакКейна решили в этот раз остаться дома, подарив победу Обаме. Большинство из них – это зарегистрированные члены республиканской партии.
Нужно понимать, что после четырёх лет практически невидимого экономического роста, восьмипроцентной безработицы, с показателями которой ещё и побаловались перед выборами, после просто нереального роста внешнего долга и подсаживания на иглу социалки миллионов американцев, беспрецедентного ослабления позиций страны в мире Обаме удалось сохранить своё место. В этом году приняли участие в выборах 118 млн американцев, а в 2008 – 131 млн. Разница в 13 млн голосов на самом деле сама по себе не так показательна. Нужно учитывать тот факт, что число обладателей права голоса в США выросло, а не уменьшилось, таким образом, процент принявших участие в этих выборах значительно снизился, с трудом перевалив за 55 %.
То есть десятки миллионов американцев не пошли голосовать, ощущая ту самую вышеупомянутую апатию, а также упомянутую в заголовке безнадёгу. И естественно, выборы выиграли этнические меньшинства, контроль над которыми установила Демпартия.
Представьте себе, что исход выборов в России решили гастарбайтеры из стран ближнего зарубежья. Представили? Очень хорошо.
Как говорят в Одессе, «когда в борделе проблемы с бизнесом – меняют сотрудниц, а не переставляют кровати». Победители же нынешних выборов остались с тем же, гкхм, заведением, но в котором и кровати не переставлены. Выборы выиграны, афтерпати закончено, пора выносить грязную посуду и использованные средства котрацепции, а также набирать новых сотрудниц. Oooops! А где их взять? Предупреждал же товарищ Сталин И. В.: «Нет у меня для вас других писателей». Вопрос, как демократы будут решать проблемы, которые им не просто не удалось решить за последние четыре года, а решение которых они судорожно оттягивали до периода после выборов, остаётся архиважнейшим вопросом современности, как опять-таки говорил другой классик марксизма.
Это же не Обама виноват, он просто как герой пьесы Шварца «…при малейшем несчастье замирал, ничего не предпринимал, а всё надеялся на лучшее. Когда при нём душили его любимую жену, он стоял возле да уговаривал: потерпи, может быть, всё обойдётся!». Действительно, какая жена, когда выборы кругом и Отечество в опасности?
Проигравшие же плачут о «перейдённой грани», последнем поражении, после которого ничего больше не изменить. На самом деле повод для поплакать у них есть: они не смогли выставить кандидата, который привлёк бы к себе хотя бы тех, кого не восхитила политика Обамы за период его президенства. Но для этого надо было предложить всем этим «беглецам от Обамы» кого-то более приемлемого, чем Ромни с его мормонским прошлым и прочими недостатками. В такой ситуации даже «Железный человек» из комиксов Марвел, Тони Старк, предложивший себя в президенты в своём твиттере, выглядит гораздо перспективнее Ромни. Если верить твиттеру Старка, то за него даже кто-то проголосовал в Лос-Анджелесе.
Но нас должно интересовать не это, а то, что победа в этих президентских выборах досталась демократам за счёт того, что они смогли удержать свою электоральную базу и когтями, и зубами: «на честном слове и на одном крыле» вытянули Обаму на второй срок в президенты. Тогда как республиканцы не смогли перетащить к себе несколько миллионов людей, которые оценили ситуацию и «покинули лагерь Обамы». Им просто никак не подходил Ромни.
И вот это отсутствие подходящего лидера вызывает не меньшую тревогу, чем то, что, весьма возможно, «точка невозврата» для США уже пройдена и второй срок Обамы вгонит их окончательно в безвыходную экономическую дыру.
Зато первый чернокожий президент США, который любит фотографироваться ещё больше, чем бывший президент России фотографировать, человек, умудрившийся проиллюстрировать своим фото даже правительственное сообщение о скорби по поводу кончины Нила Армстронга, наверняка войдёт не только в блоги и социальные сети, но и в учебники истории. Вопрос только, с какими именно комментариями. Надеюсь, что не взятыми из сегодняшних блогов.
Игорь Виттель Журналист, телеведущий, политолог |