В конце минувшей недели в Генеральной Ассамблее ООН состоялось голосование по резолюции по Сирии, предложенной Саудовской Аравией. По сути, она подразумевает силовое решение проблемы. В Совете Безопасности этот и подобные документы Москва и Пекин неизменно блокировали, ставя крест на всех западных инициативах, поскольку решения СБ ООН должны неукоснительно исполняться. Что же касается резолюции Генассамблеи, то ее решения к исполнению необязательны, однако их рассматривают как своеобразный референдум мирового сообщества.
Собственно, в самом тексте резолюции нет ничего сверхъестественного. В документе содержится требование к сирийским властям «немедленно положить конец всем нарушениям прав человека и нападениям на мирное население», а также прекратить использование тяжелой военной техники. Всем участникам конфликта предлагается остановить насилие и «создать условия для ведомого сирийцами переходного процесса, которое соответствует чаяниям народа». В документе также выражается «глубокая озабоченность угрозами правительства Сирии применить химическое или биологическое оружие».
Что же касается всех стран мира, то им предлагается заморозить счета сирийской правящей элиты в своих банках, свернуть с Дамаском все коммерческие связи, прекратить все совместные проекты и разорвать авиасообщение.
В ходе состоявшегося голосования 133 государства высказались в пользу саудовской резолюции. Отказались поддерживать всего 12. К России, Китаю и, собственно, Сирии, присоединились Северная Корея, Иран, Зимбабве, Белоруссия, Мьянма, Никарагуа, Куба, Венесуэла и Боливия.
Таким образом, даже почти все партнеры Москвы по СНГ и другим постсоветским экономическим и политическим надгосударственным образованиям не стали следовать в русле ее внешней политики. Армения, Казахстан и Киргизия от голосования воздержались. Узбекистан, Таджикистан и Туркмения вообще не голосовали, а Азербайджан, Молдавия и Украина проголосовали за.
Прошедшее голосование в Генассамблее показало, что кроме стран с сомнительными, с точки зрения Запада, политическими институтами, надежных союзников у Кремля на мировой арене, по сути, нет. Даже представитель Сербии, где на президентских выборах в мае победил считающимся «пророссийским» умеренный националист Томислав Николич, одобрил резолюцию.
Болезненным для России оказалось и то, что и партнеры по БРИКС не выступили в отношении ситуации в Сирии единым фронтом. Если Москва и Пекин проголосовали против, то власти Бразилии и Южной Африки документ поддержали. В гордом одиночестве осталась Индия, которая решила воздержаться.
Результаты голосования свидетельствуют, что упрямая позиция Москвы и Пекина в мире поддержки не находит мнения мирового сообщества и не отражает. Ряд стран с не самыми демократическими режимами в мире не в счет. Все это может дать дополнительный аргумент сторонникам силового сценария разрешения конфликта. Раз большинство стран мира выступают за резолюцию, с Дамаском можно будет спокойно разговаривать с позиции силы. Мнение России и Китая по этому вопросу никому интересно не будет.
Смотрите также:
- Молчание Поднебесной. Почему Китай занимает пассивную позицию по Сирии →
- Взаимовыгодное сотрудничество: чем Россия и Иран интересны друг другу →
- Хаменеи назвал исламский мир жертвой терроризма →