На совещании Совета муниципальных образований, состоявшемся на прошлой неделе в Центре международной торговли, мэр Москвы Сергей Собянин изложил новые идеи развития местного самоуправления в столице. Речь идёт о расширении полномочий районных депутатов, которых мы выбирали вместе с Президентом РФ 4 марта 2012 г.
Что будут делать?
Уже совсем скоро муниципальные депутаты в 125 «старых» московских районах (к вновь присоединяемым территориям столицы это пока не относится) получат право контролировать работу глав управ, участвовать в распределении местного бюджета, согласовывать проекты капитального строительства зданий, предназначенных для обслуживания населения своих районов. Это объекты шаговой доступности - рынки, магазины, объекты здравоохранения, культуры, спорта, бытового обслуживания, гаражи и культовые здания площадью не более 1500 м². Достаточно несогласия 2/3 депутатов - и проект будет отклонён.
До нынешнего времени роль депутатов-муниципалов была невелика: они отвечали за детский спорт, проведение праздников, опеку несовершеннолетних. Вне их компетенции оставались такие существенные вопросы жизни районов, как ЖКХ, благоустройство, безопасность. И самое главное: связь их с населением оставалась во многом номинальной и малоощутимой. Сложившийся стереотип, при котором основная ответственность за ситуацию в районе лежит на управе, а муниципалитеты решают лишь мелкие задачи, будет сломан. Ответственность между двумя ветвями власти в муниципалитетах будет разделена пополам.
«Основная задача любой власти - делать жизнь людей комфортнее, - убеждён Михаил Львов, руководитель внутригородского муниципального образования Нагатинский Затон. - Но как на этот процесс могут влиять сами жители? Только путём делегирования своих полномочий избираемым депутатам, у которых теперь появится больше рычагов для отстаивания интересов избирателей. Тем более что депутаты - это как раз те самые люди, что живут в районах и лично заинтересованы в улучшении качества жизни».
Кого контролировать?
Мэрия предлагает расширить полномочия представительных органов и по контролю за главами управ. Скажем, на благоустройство территории района выделяются достаточно большие деньги. Но главы управ сейчас сами выбирают дворы для обновления, ни с кем не советуясь. И зачастую получают от жителей претензии - не то сделали, не в том месте, не в том объёме… Теперь адресный перечень дворовых территорий управский голова будет публично вносить в представительный орган. Депутаты же либо согласовывают, либо не согласовывают его.
Скоро у них появится возможность и проверять деятельность управляющих компаний, при необходимости созывать собрания собственников квартир для решения вопроса о расторжении договора и выборе новой УК.
Часто возникают проблемы, связанные с благоустройством районных парков. Одни жители хотят видеть в парке, к примеру, танцплощадку, другие - теннисный корт. Согласовывать противоречивые интересы разных групп населения станут муниципальные депутаты. «Они лучше знают жителей, - считают в мэрии, - им и конфликты улаживать».
Не менее важная группа полномочий - контроль за тем, как проводятся ремонтные работы. Депутаты будут закреплены за конкретными объектами, поэтому смогут участвовать в проверках и подписании актов приёмки сделанного.
А начиная с 2013 г. ежегодно в бюджет города будет закладываться сумма в 5 млрд руб., распоряжаться которой доверят муниципалитетам. Деньги станут резервным фондом местных властей. Город будет определять общие рамки, устанавливать лимит, проводить конкурсы, но целевое назначение средств депутаты определят сами.
«Местное самоуправление в Москве развивается динамично, без резких скачков, - считает Игнатий Пчельников, руководитель внутригородского муниципального образования Котловка. - Теперь ощутимо повысится роль депутатского корпуса в вопросах строительства и работы с многоквартирными домами - прежде они оставались в тени.
Муниципальные собрания смогут заслушивать ежегодные доклады главы управы о социально-экономическом положении района и в случае недовольства выражать ему недоверие и инициировать его отстранение от должности. Эти доклады перестанут быть пустой формальностью. Если, положим, главе управы был отправлен депутатский запрос, а ответ на него не получен или реакция оказалась формальной, то депутат, конечно же, припомнит этот эпизод и спросит за него, а руководитель муниципального образования уже не сможет чувствовать себя неуязвимым: достаточно двух третей голосов депутатов, чтобы снять его с должности».
Сегодня депутатам не хватает полномочий по контролю тендеров, планированию и производству строительных работ и работ по благоустройству районов. Сегодняшняя роль префектур и районных управ должна быть также перераспределена в пользу муниципалитетов.
«Меня привлекает в предложении мэра возможность максимального привлечения жителей к принятию решений, - делится Иван Громов, руководитель внутригородского муниципального образования Ивановское. - Ведь множество проблем с ремонтом подъездов и детских городков, устройством парковок и спортивных площадок возникало потому, что управы не учитывали мнения москвичей. Теперь инициатива будет исходить от депутатов, а значит, фактически от людей, чьи интересы мы как раз и представляем. То же относится к вопросам культового, гаражного и спортивного строительства. Очень существенно, что отчитываться перед населением станут также главные врачи поликлиник, по работе которых часто возникают нарекания от пациентов».
Смотрите также:
- Мэр по контракту. Депутаты считают, что градоначальников выбирать не нужно →
- От депутатов ждут результатов: новые полномочия местной власти →
- Три года перемен. Как Собянин «излечил» Москву →