Лидер Ливии убит, глава Египта в тюрьме, правитель Йемена бежал. Каким образом президенту Сирии Башару аль-Асаду удаётся удерживать власть?
- Собрались в Сирию? А что вам там надо?
- Да так… на достопримечательности полюбоваться.
Ливанский пограничник забрал мои документы: отнёс их к ксероксу и сделал две копии. Потом позвонил начальству и долго обсуждал проблему. «Подозрительная личность, - сказал он, не предполагая, что я понимаю по-арабски. - Может, задержать?» В багаж при этом никто не заглянул: про восточный пофигизм недаром рассказывают анекдоты.
- Сейчас туда едут только боевики «Аль-Каиды», - повесив трубку, заявил ливанец. - Вы турист и оружия при вас нет?
Добро пожаловать в Сирию - если вам жизнь недорога!
От границы с Ливаном до Дамаска - полчаса на машине и четыре блокпоста: с пулемётами, обложенные мешками с песком. Мы едем ночью, и водитель мягко сбрасывает скорость - иначе, объясняет он, откроют огонь без предупреждения. Завидев российский паспорт, военные машут рукой - проезжайте. «Россия - последний друг Сирии, - мешая английские и арабские слова, говорит пожилой офицер на блокпосту. - Без вас Америка нас давно бы уже fuck». Последнее слово произносится очень чётко.
«Все думали - мы сдохнем»
…В сирийской столице по ночам слышится стрельба. То и дело гремят мощные взрывы - на шоссе у въезда в Дамаск рабочие разбирают завалы здания, разрушенного террористом-смертником. Утром у памятника полководцу Саладину торговцы обсуждают новости: в пригороде боевики рванули фугас, замаскировав его под контейнер с мусором.
Владельцы магазинов у мечети Омейядов играют друг с другом в нарды: революция сожрала весь туризм в Сирии. «Мы тщетно ждём покупателей, - говорит антиквар Файед. - Раньше страна зарабатывала миллиарды на туристах, теперь в Пальмиру и Алеппо никто не едет - дороги обстреливают». Интернет подключается с трудом, едва случится теракт - спецслужбы отрубают связь. Солдаты не дают себя сфотографировать: снимок могут увидеть террористы и тогда вырежут семью военнослужащего - такое уже случалось. На бензоколонках очереди, а баллоны с газом можно достать только у спекулянтов. Правда, есть и улучшения - ранней весной Дамаск напоминал осаждённую крепость, сейчас город ожил. Электричество дают без ограничений (в марте его включали на 6 часов в сутки), улицы украсили иллюминацией, доллар на чёрном рынке рухнул со 105 до 70 сирийских фунтов. Стали вдвое дешевле продукты - сперва они здорово подорожали после введения экономических санкций.
- Слава контрабандистам, - признаётся Элияс Нур, учитель истории в христианском колледже Дамаска. - Когда Сирия бросила вызов Западу, все думали - мы сдохнем через три недели. Вскоре выяснилось: и с санкциями можно жить. Еду, электронику и даже стиральные порошки тайно провозят через границу. Вон Куба живёт в условиях санкций полвека - и там небось тоже с голоду не помирают. Парламент обсуждает идею: переориентировать туризм в Сирии на Россию, построив на побережье охраняемые комплексы отелей. Ведь цены у нас ниже, чем в Турции или Египте, а море не хуже.
…В марте - апреле войска взяли под контроль города, удерживаемые оппозицией, - Хомс, Хама, Идлиб и Дейр-эз-Зор. В ходе тяжёлых боёв погибли сотни солдат, боевиков и мирных жителей. Отступив в горы, мятежники перешли к диверсионной войне - включая постоянные атаки смертников на грузовиках со взрывчаткой. С 12 апреля в Сирии формально действует перемирие: само собой, его никто не соблюдает. Впрочем, президента Башара аль-Асада можно назвать счастливчиком - он остаётся единственным лидером, не потерявшим власть после старта «арабской весны» в его стране, хотя и госсекретарь США Хиллари Клинтон, и премьер Израиля Биньямин Нетаньяху ещё год назад уверенно заявляли: «Режиму в Дамаске осталось доживать считаные часы».
«Башар умнее Каддафи»
- Плюс Башара - он молод, - объясняет экс-депутат парламента Сирии Мустафа аль-Фируз. - Мубарак, Каддафи, йеменский президент Салех были стариками, их режимы отказались меняться - поэтому и пали. Аль-Асаду всего 46 лет, он соображает куда быстрее. Каддафи, например, не подумал: как его страна сможет воевать с Западом, имея на вооружении старые советские ракеты? А Башар предусмотрел это с самого начала. Он закупил новейшие средства ПВО в России, и НАТО передумало бомбить Дамаск.
…Аль-Асад пошёл на массу уступок - в стране отменено чрезвычайное положение, объявлена всеобщая амнистия, разрешена деятельность политических партий. Да и в целом в Сирии вовсе не такая жестокая тирания с присущим ей культом личности - как, скажем, в Саудовской Аравии. Тут нет публичных казней, не ввели законы шариата с отрубанием рук, сирийцы в разговорах с иностранцами могут запросто ругать правительство, не оглядываясь по сторонам в поисках агентов спецслужб. Памятники президенту отсутствуют, а недавно Башар аль-Асад распорядился убрать с улиц почти все свои портреты - «Моё лицо раздражает людей? Пусть его станет меньше». Любой иностранец может въехать в Сирию, получив визу на границе, а журналистам не чинят препятствий в работе. Сирийский режим, разумеется, авторитарен, но и не является «кровавой диктатурой». «Башара поддерживает большинство сирийцев, - считает востоковед Анхар Кочнева. - Многие вновь вернулись к нему, увидев своими глазами взрывы смертников и бои в городах. Они поняли, что произойдёт в Сирии, если аль-Асад уйдёт в отставку».
- Я не в восторге от Башара, - говорит мне бизнесмен Карим, владеющий в Дамаске сетью шашлычных. - Нынешняя бойня в Хомсе - результат его глупой политики: надо было не ждать мятежа, а начинать реформы лет пять назад. Но я вижу, кто идёт ему на смену. Восстание в Сирии подняли школьники с камнями в руках, а затем волну оседлали исламисты с гранатомётами. Если победят - перебьют всех, кто поддерживал аль-Асада, христианам придётся бежать, на улицах Дамаска будут палками избивать людей, выпивших бокал пива, - как в Иране. Спасибо, такая демократия мне не нужна!
…В полночь в центре Дамаска вновь перестрелка - автоматные очереди слышны даже за закрытыми окнами. Боевики не могут сбросить правящий режим, а власти не в состоянии справиться с исламистами, которых снабжают оружием США, Турция и нефтяные монархии Персидского залива. Тем не менее Башар аль-Асад демонстрирует редкую живучесть - он вернул захваченные города, решает проблему санкций и избежал бомбардировок НАТО. Успех? Да, но радоваться ему рано. Санкций будет больше - и режиму придётся несладко. Правда, про «арабскую весну», овеянную романтикой, тут не вспоминают - иллюзии утонули в крови. У людей совсем другие заботы: где найти газ, чтобы разогреть еду, и как бы не оказаться на месте очередного теракта. К такой жизни в Сирии давно привыкли…
Бойня в посёлке Хула - повод для вторжения в Сирию? Читайте специальное расследование в следующем номере «АиФ».
Смотрите также:
- «Чистейшей воды зло». Что на самом деле происходит сейчас в Сирии? →
- Апокалипсис сегодня. Что думают сирийцы об воздушных ударах США →
- Сирийская оппозиция: «Лучше чистить сапоги США, чем России!» →