В России традиционно повышенное внимание к именам и лицам. Всё нам кажется, что вот появится новый Столыпин, новый министр, - и рожь заколосится гуще. Традиция идёт со сталинских времён. Сталин действительно умел не только ставить амбициозные задачи, но и железной (нередко кровавой) рукой добиваться их исполнения. Министрам при этом давались огромные полномочия. Но и за реализацию планов они (как говаривали в те времена) отвечали головой.
Гормоны роста
Недавно умер последний сталинский нарком Николай Байбаков. Он многие годы возглавлял главный экономический орган страны - Госплан. С ним ушли многие тайны и легенды о строительстве социализма.
Нынешнее поколение смутно представляет, какими методами в немыслимо рекордные сроки строились заводы, дороги, мосты. Если начальнику стройки не хватало рабочих рук, он слал телеграмму главе НКВД и... на адреса «великих строек» шли дополнительные эшелоны «врагов народа». С помощью бесплатной и бесправной рабочей силы строились воркутинские шахты, колымские золотые прииски, Магнитогорский металлургический комбинат. На строительстве Беломорско-Балтийского канала кайлом махали 200 тыс. заключённых. 70% рабочих на ударных стройках Комсомольска-на-Амуре и Салехарда были узниками сталинских лагерей. Даже на строительстве «кузницы советских кадров» - Московского университета - трудились заключённые. Имена знаменитых сталинских наркомов и имена людей, у которых руки по локоть в крови, - это один и тот же список.
Планирование и распределение из Центра на многие годы пережило эпоху сталинизма. Б. Н. Ельцин рассказывал, как, будучи ещё первым секретарём Свердловского обкома КПСС, он задумал приспособить мощности военных заводов Урала к гражданским нуждам. На одном из заводов наладили производство дефицитных вил, лопат и граблей. И что же? Чиновники из Госплана узнали о местной инициативе: весь товар был изъят и перераспределён по другим областям.
Сейчас подобные истории вспоминаются как анекдот. Но ведь ещё каких-то лет двадцать назад гвозди, доски, нитки, посуда, иголки и даже презервативы распределялись строго по квотам. Основной заботой местных властей было получить не деньги, как сейчас, а выбить товарные фонды.
«Нет» не говорить
Сегодня вес министерской должности заметно поубавился. Вопросы, находившиеся в ведении Госплана и «железных наркомов», решает рынок и свободный переток капиталов, в том числе и иностранных. И нет ничего удивительного, что население практически не знает имён министров. За исключением, пожалуй, самых нелюбимых. Возник новый управленческий фактор: малосамостоятельные, безликие министры работают в тени сильного лидера. Практически перевелись министры-соратники, которые, входя в кабинет премьера или президента, имели бы смелость сказать «нет». Велит начальник № 1 удвоить, и начнут удваивать (или делать вид, что удваивают). Сказал бы - «надо утроить, ребята» - принялись бы утраивать.
В системе отношений в треугольнике «министры - президент - премьер» всё ещё сказывается и практика, основанная на страхах смутных ельцинских времён. В условиях реальной угрозы со стороны агрессивной оппозиции Ельцин был вынужден подбирать кадры не столько по степени их компетентности, сколько по мере лояльности и «личной преданности».
Хватит макетов!
Совершенно перевелись министры, которые умели бы превращать «громадьё планов» в реальные, видимые дела. Рассказать о молочных реках и кисельных берегах на лондонском или давосском форуме иностранцам - это пожалуйста! А предъявить новый деревоперерабатывающий комбинат, чтобы не гнать дешёвый «кругляк» китайцам, - слабо.
По какому принципу будет подбирать своих министров В. Путин? Хотелось бы, чтобы нашёл таких, которые умеют руководить не только мечтой. Таких, при которых мосты и дороги будут строить 3-4 года, как в Китае, а не 15-20, как у нас. Появится ли наконец правительство, при котором вместо бесконечных торгово-развлекательных центров и бриллиантовых бутиков начнут строить нефтеперерабатывающие заводы, заводы по выпуску собственных машин, самолётов? Народу обрыдли бесконечные «круглые столы», где министры-умники 10 лет подряд жуют концепции развития. Страна сыта по горло макетами счастья и рапортами о золотых закромах.
Хозяйственная беспомощность правительства стала, пожалуй, самым острым недугом страны. В Белом доме сидят сотни талантливых гайдаров и ни одного Серго Орджоникидзе. Порой создаётся впечатление, что министров и собирают-то только для того, чтобы сделать телевизионную картинку. Что страной управляют по телевизору.
Пора сформировать правительство, которое уже через 4 года (а не в былинном 2020 году) могло бы предъявить людям: вот новые дороги и новые порты, вот продовольственная независимость, вот заводы по переработке сырья, вот новый автомобиль. Да и россиянам тоже пора кое-чему подучиться. Например, не просто любить президентов или премьеров, но и говорить им: покажите-ка, пожалуйста, то, что было в макетах...
Смотрите также:
- «Жигули» на кокосе. За что на Кубе любят советскую технику →
- О чём молчат поэты? Россия опасно долго стоит на распутье →
- Вячеслав Костиков: Россия «на скорую руку» →