Посмотрев партию в бадминтон, «АиФ» решил вспомнить другую партию в спорте. Как страна обретала своё спортивное лицо? Приравнивал ли Сталин поражение к преступлению? Почему Хрущёв отказался от Игр? С помощью Михаила ПРОЗУМЕНЩИКОВА, замдиректора Российского государственного архива новейшей истории, мы нашли ответы в документах ЦК КПСС.
Не опозориться бы
КСТАТИ | |
---|---|
Горбачёв спортом не «болел», но симпатизировал шахматам (поддерживал Карпова). Ельцин сначала стал мастером спорта по волейболу, а позднее увлёкся большим теннисом (в результате теннис получил финансовую помощь, а страна - поток чемпионов). Своему личному тренеру Тарпищеву Ельцин предоставил кабинет в Кремле. Тренером Путина по горнолыжному спорту был экс-глава ОКР Тягачёв. Впрочем, на особом месте у Путина всегда было дзюдо, которое, по его словам, «не просто спорт, а философия». В спортивной биографии Медведева фигурируют занятия греблей на байдарке, тяжёлой атлетикой и йогой. |
В СССР спорт долгое время был предметом внутреннего потребления и, как следствие, не самой развитой сферой. Вспомнить хотя бы разгромные результаты серии товарищеских матчей по футболу со сборной Басконии в 1937 г. Команда, приехавшая в Союз, чтобы собрать средства для семей погибших в сражениях с фашистскими войсками Франко (СССР им пожертововал 100 тыс. франков), за наши же деньги показала нам, насколько велик разрыв между советским и европейским футболом.
Выводить своих атлетов на международную арену мы стали только после Второй мировой. Выводили медленно и мучительно, что объяснялось желанием «не опозориться». Так, накануне отъезда спортсменов на первую для страны зимнюю Олимпиаду (Кортина д’Ампеццо, 1956 г.) ЦК КПСС раскритиковал Спорткомитет за то, что тот «без достаточных обоснований включил в состав делегации команды по фигурному катанию, двоеборью и прыжкам с трамплина, которые по своей подготовке не в состоянии завоевать первые места». Ряду новоиспечённых олимпийцев пришлось распаковывать чемоданы.
В 1950-е и 1960-е, когда чувствовали, что шансов на победу нет, спортсменов зачастую просто не посылали на соревнования. С тем же настольным теннисом ситуация доходила до абсурда: нас постоянно приглашали на турниры, а мы всякий раз находили новые поводы для отказа. Впрочем, чтобы неучастие в мировых первенствах окончательно не затормозило развитие ряда дисциплин, на состязания выезжали специалисты, которые могли там что-то подсмотреть и скопировать. Примерно тем же сегодня занимается Китай.
По мере того как росли медальные амбиции, заботы спорта становились заботами высшей инстанции. И вот уже несанкционированный переход двух игроков «Трактора» в ЦДКА обсуждается на Политбюро аккурат после вопроса «О ходе подготовки наступления советских войск против японских милитаристов в районе реки Халхин-Гол». И вот партийным боссам приходится вникать в женскую проблему в лёгкой атлетике: из-за «серьёзных отклонений в половой области» нескольким спортсменкам отказано в участии в международных турнирах...
Кто убил ЦДСА
Сталина иногда увлекали состязания гармонично развитых советских людей. Взять хотя бы знаменитый футбольный матч на День физкультурника на Красной площади в 1936 г. Игра, в сценарии которой все голы и дриблинги прописаны изначально, должна была продолжаться минут 15 (даже меньше, если бы ЕМУ не понравилось). Но Сталин вдруг заинтересовался, и футболистам пришлось импровизировать ещё полчаса.
Но в целом он был скорее равнодушен у спорту. Более того, приписанная ему роль в трагической развязке хрестоматийного матча 1952-го, в котором сборная СССР проиграла югославам, сильно преувеличена. Команда, собранная на базе ЦДСА и впервые поехавшая на олимпийский турнир как сборная СССР, проиграла в 1/8 финала стране, которую возглавлял Тито. Это было хуже, чем проиграть американским империалистам. Не зная, как отреагирует Главный, чиновничий аппарат решил подстраховаться: ЦДСА уничтожили.
Сам Сталин не приравнивал поражение к преступлению. Это скорее миф. В конце концов за проигрыш тем же баскам никаких репрессий не последовало. Да, в его эпоху были арестованы многие спортсмены. Например, знаменитые футболисты братья Старостины. Но причина ссылки братьев - внутренняя борьба Берии, курировавшего «Динамо», с главным конкурентом - «Спартаком», за которым стояла Промкооперация. Если проводить параллели с современными реалиями, то «Газпром», владеющий «Зенитом», «бодался» с РЖД, которой принадлежит «Локомотив». Берия, чтобы обеспечить лидерство своего клуба, постарался избавиться от Старостиных, олицетворявших победы «Спартака». Потом уже в конфликт вмешался сын Сталина Василий, организовавший команду ВВС. Василий - лютый враг Берии - послал на Дальний Восток самолёт и вывез инкогнито Николая Старостина из ссылки, чтобы тот тренировал его клуб… Но ко всему этому САМ не имел прямого отношения. Ему было не до того.
Хрущёв спорт не любил и не понимал. Когда Спорткомитет заикнулся о возможности проведения Олимпийских игр в СССР, Никита Сергеевич посоветовал забыть про эту «империалистическую заразу»: мол, не будем мы ТАКИЕ деньги не пойми на что тратить. Коммунизм надо строить… Как и в истории со Сталиным, Хрущёву приписывается эпизод, в котором тот впадает в ярость после проигрыша советских футболистов испанцам в финале чемпионата Европы-64. Да, конечно, это был принципиальный матч: Хрущёв и Франко ненавидели друг друга. А тут ещё ситуацию усугубило телевидение. В 1964 г.
болельщики в СССР впервые получили возможность наблюдать за прямой трансляцией игр. Неискушённые специалисты с Шаболовки просто не успевали поставить заставку в моменты ликования вражеского режима. В результате в эфир попало довольное лицо испанского генерала... По традиции, испугавшись возможной реакции Никиты, бюрократическая машина решила признать выступление неудовлетворительным и уволила тренера за «серебро». И вот казус: через 40 с лишним лет и после проигрыша испанцам в полуфинале Евро-2008 отечественных футболистов позовут на приём к президенту и выплатят огромные премиальные.
Главный фанат
Из всех руководителей СССР настоящим болельщиком был только Брежнев. По рассказам очевидцев, как-то, возвращаясь на самолёте из Сочи в Москву, он предложил завернуть в Киев просто потому, что «там сегодня футбол». Брежнев ходил на хоккей, где для него всегда держали ложу. Мог приехать на средний матч чемпионата где-нибудь в разгар встречи, закурить и смотреть. Как вспоминает Владислав Третьяк, в перерыве встречи с Финляндией на приз «Известий» его позвали в эту ложу, чтобы вратарь поздравил Леонида Ильича с днём рождения и объяснил ему, почему финнам проигрываем… К спортсменам Брежнев относился крайне доброжелательно, всегда пытался идти им навстречу. В 67-м, когда ленинградский «Зенит» оказался на последнем месте в турнирной таблице, к нему обратились с просьбой сохранить клуб в Высшей лиге. И генсек помог. Если поднять дела Политбюро, то можно обнаружить, как на официальном заседании Брежнев требует выдать хоккеистам госнаграды за выигранный Кубок Канады. Требует, несмотря на то, что ему объясняют: совсем недавно этим самым людям эти самые награды уже вручили за победу на чемпионате мира.
Брежнев, любивший машины, рассматривал вариант проведения этапа гонок «Формулы-1» в Москве. После Олимпиады-80 он встречался с Экклстоуном (глава «Формулы-1»), обсуждал возможность строительства трассы вокруг Кремля. До конкретики тогда не дошло. Брежнев умер… Но спустя несколько десятилетий дело его ожило. В страну, зависящую от цен на нефть, вернулись игры эпохи застоя. И Олимпиада, и «Формула-1».
Смотрите также:
- Андрей Сидорчик: Олимпийский факел как символ бессилия →
- Андрей Малосолов: Армянский след главного дерби России →
- Андрей Сидорчик: Победа как национальная идея →