В Гонконг Дмитрий Медведев прилетел накануне с китайского острова Хайнань, где он принял участие в саммите группы стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) и выступил на Азиатском экономическом форуме.
Гонконг (китайское название – Сянган) с 1842 был британской колонией, в 1997 территории начали возвращать Китаю, над Гонконгом вместо британского был поднят китайский флаг. Однако территория до сих пор обособлена, официально называется Специальный административный район Сянган. Китайцы с материка должны получать для поездки в Гонконг визу. А вот россияне с прошлого года не должны, по крайней мере, для туристических поездок продолжительностью до двух недель.
Гонконг называют островом небоскрёбов и «финансовым входом» в Китай. Дела с китайскими фирмами иностранные предприятия часто ведут именно через Гонконг.
- Для Китайской народной республики мы – ворота во внешний мир, - пояснил Дмитрию Медведеву президент Гонконгской фондовой биржи Рональд Аркули после того, как президент России расписался в книге почётных гостей и выслушал небольшой рассказ об истории биржи. Некоторое время назад в её зале одновременно находилось до 900 брокеров, но сейчас технологии позволяют вести дела на бирже с помощью удалённого доступа, что очень удобно для крупных брокерских фирм.
В центре биржевого зала под потолком висел круговой дисплей с надписью на английском «Гонконгская биржа приветствует президента Российской Федерации его превосходительство Дмитрия Медведева». Прямо под дисплеем на небольшом пятачке были расставлены стулья для гостей. Дмитрия Медведева сопровождал его помощник по экономике Аркадий Дворкович, руководитель рабочей группы по созданию международного финансового центра в Российской федерации Александр Волошин и бизнесмен Олег Дерипаска, чей «Русал» в прошлом году первым из российских компаний разместил свои акции на гонконгской бирже. По этому случаю бирже тогда подарили алюминиевую матрёшку.
- Это было тяжелое время и для мировой экономики, и для г-на Дерипаски, - пояснил Дмитрий Медведев, не боясь переоценить значение г-на Дерипаски для мировой экономики. Президент России добавил, что путь на гонконгскую биржу собираются повторить ещё 4-5 российских компаний.
- Единственно, что непонятно – полная тишина, - Дмитрий Медведев обвёл взглядом пустой зал, в котором на этот раз суетились только журналисты и сотрудники охраны.
- Мы пытались организовать внеочередные торги, - поддержал шутку президент Аркули.
- Но все когда-то должны отдыхать, - закончил её Дмитрий Медведев.
Тем временем, Александр Волошин коротко рассказал, на каком этапе находится проект создания международного финансового центра в Москве. Выходило, что где-то в середине пути.
Насчёт середины этим утром Дмитрию Медведеву говорил и глава Гонконга Дональд Цанг: между такими финансовыми центрами, как Лондон и Гонконг, слишком большое расстояние, ещё один финансовый центр – Москва – должен быть между ними.
- Что бы ни понадобилось г-ну Волошину в его работе, - широко раскрыл свою душу российской делегации президент Аркули, – он может обращаться к нам.
- Мы действительно заинтересованы в вашем опыте, - заявил г-н Волошин и скромно попросил номер телефона, по которому он мог бы в случае чего звонить.
Другим гонконгским опытом то ли в шутку, то ли в серьёз обещал воспользоваться сам Дмитрий Медведев. В разговоре с ним глава Гонконга Дональд Цанг посетовал, что гость приехал в город поздно вечером, а они теперь экономят электроэнергию и не подсвечивают небоскрёбы так же ярко и красиво, как это делали раньше. На что Дмитрий Медведев ответил, что это достойный пример, точно так же электроэнергию нужно экономить и нам.
Впрочем, отчитаться об экономии электроэнергии на освещении улиц, не прилагая для этого никаких особых усилий, могло бы, пожалуй, большинство российских мэров и губернаторов. Тем временем, прощаясь с руководством биржи, Дмитрий Медведев пожелал всем собравшимся не переживать больше «чёрных» вторников и пятниц, а только хорошие воскресенья. И отправился в аэропорт, чтобы в понедельник в Иркутске провести заседание Президиума Госсовета по проблеме наркотиков.
Александр КОЛЕСНИЧЕНКО, Гонконг
Смотрите также:
- Саммит в Екатеринбурге: финал, которого не ожидал никто →
- Коммунисты в борьбе за капитализм →
- Д. Медведев дал отпор эгоистам →