За что назначают и снимают руководителей регионов

   
   

Главы Ульяновской области (С. Морозов) и Чечни (Р. Кадыров) утверждены на новые сроки. А вот Камчатский край и Карачаево-Черкесия получили свежих начальников. Досрочно ушедших в отставку (формально - по собственному желанию) А. Кузьмицкого и Б. Эбзеева сменили В. Илюхин и Р. Темрезов. В прошлом году «время вышло» у глав 35 регионов, полномочия 18 из них не были продлены.

В 2005 г. прямые выборы были заменены назначением губернаторов - чтобы встроить их в вертикаль власти и повысить ответственность перед Центром. Кандидаты на губернаторский пост и люди, которых они потом делают своими заместителями, теперь проходят тщательную проверку. Кадровая служба Кремля имеет возможность сверяться с базами данных ФСБ, МВД, ФСО и под лупой рассматривать прошлое претендентов. Их кандидатуры получают «визу» множества чиновников в полпредствах президента, в самом Кремле. С недавних пор правом предлагать президенту кандидатов в губернаторы наделена партия, имеющая большинство в местном парламенте. «Кандидат должен разбираться в экономике, понимать социальные проблемы. Он должен быть образованным человеком, с опытом, знать искусство управления, чтобы каждая копейка тратилась по делу», - описывает критерии отбора Андрей ВОРОБЬЁВ, руководитель ЦИК «Единой России». Стоит ли добавлять, что большинство губернаторов давно состоит в партии власти?

В общем, понятно, что региональные начальники не сваливаются с Луны - все проверены-перепроверены, в том числе на предмет связей с криминалом. Но почему же проверки и согласования не спасают от скандалов и уголовных дел? Так, например, на днях был снят с самолёта тульский губернатор В. Дудка - его допросили в качестве свидетеля по делу о получении одним из высокопоставленных чиновников местной администрации взятки в 40 млн рублей. К 9 годам колонии строгого режима за взятку был приговорён вице-губернатор Приморья А. Шишкин. В декабре 2010 г. Следственный комитет завершил расследование уголовного дела, по которому замгубернатора Курганской области А. Бондарева обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями. Летом 2010 г. в дело по обвинению в халатности попал вице-губернатор Архангельской обл. С. Молчанский. Вице-премьер правительства Карелии В. Бойнич получил сразу несколько обвинений - в злоупотреблении полномочиями и взяточничестве... И подобных дел по России - десятки!

Главное - связи?

Система даёт сбои? «Эти сбои описываются не только уголовными делами», - говорит политолог Александр КЫНЕВ. И напоминает о недолгой карьере амурского губернатора Н. Колесова (назначен в 2007 г., благоразумно подал в отставку в 2008 г.). Замы г-на Колесова также оказывались фигурантами коррупционных дел, а сам губернатор запомнился лишь шикарным ремонтом служебного кабинета. Как провальное оценивают взаимодействие с жителями области отставленного в прошлом году калининградского главы Г. Бооса. «Но точно так же совершенно провальной по разным критериям можно назвать работу двух десятков действующих губернаторов», - рассуждает Михаил ВИНОГРАДОВ, президент фонда «Петербургская политика». Их некем заменить? А что с широко разрекламированной идеей президентского кадрового резерва? Из «резервистов» в 2009 г. в губернаторы попал псковский глава А. Турчак (35 лет), в 2010 г. - новосибирский В. Юрченко (50 лет), волгоградский А. Бровко (44 года), президент Чувашии М. Игнатьев (49). Теперь вот появился ещё один пример - глава Карачаево-Черкесии, 34-летний Р. Темрезов. О других «запасных», поднявшихся на высшие этажи власти, не слышно... Откуда же берутся кадры?

 «Очевидно, что в региональной власти кончается эпоха силовиков, - обозначает тенденции М. Виноградов. - Должности всё чаще занимают не «варяги». «Д. Медведев за 3 года сменил больше трети губернаторов, - говорит Ольга КРЫШТАНОВСКАЯ, гендиректор Института прикладной политики. - Их средний возраст снизился с 63 до 48 лет. Критерием становится продвинутость - владение новыми технологиями, опыт и в бизнесе, и на госслужбе». Формальные критерии оценки работы губернатора - десятки социально-экономических показателей региона. «Главные критерии - личная преданность и безоговорочное выполнение распоряжений начальства, - утверждает Сергей РЕШУЛЬСКИЙ, 1-й замруководителя фракции КПРФ в Госдуме. - При назначении главное - связи, а может, и деньги». «Отбор кандидатов - междусобойчик узкого круга чиновников, которые продвигают на должности своих людей, - уверен Кынев. - Профессиональные качества назначенца оцениваются в последнюю очередь».

Решульский сетует, что кадровая политика сейчас хуже советской, когда практиковались постепенный карьерный рост и постоянное обучение. Чтобы возглавить область, нужно было поруководить районом или крупным заводом, «поработать с людьми». Сейчас можно перескакивать через ступеньки.

   
   

Тоска по выборам

У чиновников модно повышать квалификацию в Российской академии народного хозяйства и в Академии госслужбы при Президенте РФ. 30 тыс. руб. стоят 72-часовые курсы: «Управление развитием региона», «Бюджетный контроль» и т. д. За 2,5 года можно получить второе высшее по специальности «Государственное и муниципальное управление». Мода есть, а обязанности соответствовать высоким критериям нет. «В отличие от госслужащих губернаторы - политические назначенцы, для них квалификационных требований не прописано, - рассуждает Алексей БАРАБАШЕВ, декан факультета Государственного и муниципального управления ВШЭ. - Но создать систему повышения квалификации уже действующих губернаторов необходимо. Основным должно стать стратегическое управление, работа с кадрами, бизнесом и гражданами».

Впрочем, А. Кынев на этот счёт скептичен: «Даже человек с 15 высшими образованиями не сможет стать хорошим губернатором, если он по сути чиновник, а не публичный политик. Среди других назначенцев отставленный с Камчатки А. Кузьмицкий, на мой взгляд, - самый яркий пример человека, совершившего на должности все возможные ошибки. Вплоть до комичной истории с попыткой запретить постановку «Золушки» на Новый год (недавняя смена часового пояса на Камчатке вызвала акции протеста, а в спектакле есть сцена с переводом стрелок. - Ред.). Губернатор должен уметь вести диалог с элитами, населением. Но таким людям сейчас взяться неоткуда: разделения властей, по сути, нет, новую партию зарегистрировать нереально, обновления элиты в действующих партиях не происходит». «Опросы показывают, что население тоскует по выборам», - говорит О. Крыштановская, но напоминает и о недостатках: в выборные времена в губернаторы порой пробивались самодуры и краснобаи. «Ни одна из систем не может быть совершенной, - рассуждает Наталья ЗУБАРЕВИЧ, директор региональной программы Независимого института социальной политики. - Но пока видно, что в нынешней системе доля некомпетентных, слабых губернаторов выше, чем до отмены прямых выборов».

Глазами классика

Нравы губернских властей описывал ещё Гоголь. Много ли изменилось с тех времён?

- Губернатор превосходный человек?.. Первый разбойник в мире!.. И лицо разбойничье! - сказал Собакевич. - Дайте ему только нож да выпустите его на большую дорогу - зарежет, за копейку зарежет! Он да ещё вице-губернатор…

- Мне, признаюсь, более всех нравится полицеймейстер. Какой-то этакой характер прямой, открытый; в лице видно что-то простосердечное.

- Мошенник! - сказал Собакевич очень хладнокровно, - продаст, обманет, ещё и пообедает с вами! Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.

Из романа «Мёртвые души»

Смотрите также: