- У вас бензин стоит на наши деньги 9 рублей, правительство держит низкие цены на хлеб, а в домах - почти бесплатное электричество. Курс национальной валюты не падает уже 10 лет. Однако, кого ни спроси, режим в Каире все ненавидят. Почему?
Мой собеседник - египетский бизнесмен - затянулся дымом кальяна.
- Заколебал этот Мубарак, - ясно выразился он. - У нас страна, как шавка, американцам служит. Мы центр арабского мира, но при этом стоим на коленях перед Америкой.
Этот разговор состоялся месяц назад, и уже тогда в Египте пахло порохом. Диктатора Мубарака крыли матом, а в его портреты на улицах плевали. Египет - стандартное арабское государство, где менты коррумпированы выше некуда, чиновники распухли от взяток, сотни тысяч бездомных живут на кладбищах. Однако жечь танки на улицы вышли не нищие, а тысячи людей среднего класса: офис-менеджеры, мелкие бизнесмены, служащие. Их, как оказалось, бензином по 9 рублей задобрить сложно.
Революцию организовали…пять человек - за один вечер, сидя на диване, через Интернет. Лидеры студентов разослали кучу сообщений по блогам, отправили множество SMS… В итоге на митинги по всей стране вышли сотни тысяч людей, полиция в страхе разбежалась. Народ поразился - грозная диктатура рушится, как карточный домик. И понеслось…
Финансируя «цветные революции» на пространстве экс-СССР, в Вашингтоне, наверное, никто не предполагал, что уже через 5 лет по аналогичной схеме пачками будут валиться и проамериканские режимы. «Сюрприз» подкрался незаметно...
О причинах и движущих силах арабского протеста «АиФ» поговорил с ведущими экспертами по Ближнему Востоку.
Георгий Мирский, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН:
- Выступления в Египте - цепная реакция на события в Тунисе. У этих стран много общего: большая безработица (в Тунисе 20-25% образованной молодёжи не имеют работы), рост цен, произвол со стороны начальства, циничная подтасовка итогов выборов. Правители 23 года (как бен Али в Тунисе) и 30 лет (как Мубарак в Египте) сидят у власти.
Тунисцы не могли услышать ни слова правды по официальным каналам: все 23 года по ТВ им показывали одну и ту же физиономию, в газетах рассказывали, что в стране всё прекрасно. В Египте режим был более гибким, там оставались клапаны для выпускания пара, критики власти. К тому же в отличие от светского, европеизированного Туниса эта страна более мусульманская. Да и народ, живущий в основном на 2 доллара в день, отличается покорностью ещё со времён фараонов. Бунт там начала не беднота, а опять же образованная молодёжь.
Где ещё полыхнёт? В группе риска - Алжир. Но в 90-х там была гражданская война, не менее 200 тыс. чел. погибло. И для многих алжирцев плохая стабильность (с безработицей, ростом цен и произволом власти) лучше новой войны. В Ливии повторение тунисского сценария я исключаю: полковник Каддафи любим там примерно как Фидель Кастро на Кубе, да и народ живёт побогаче - всё же нефтяная страна. В Бахрейне шииты возмущены многолетним притеснением со стороны суннитской власти, но опять же высокий уровень жизни (за счёт нефти) делает революцию маловероятной. В Иордании у народа тоже есть причины для недовольства. Но там, во-первых, правит король, потомок самого пророка Мухаммеда. А во-вторых, его власть охраняет гвардия, состоящая наполовину из бедуинов, наполовину из черкесов. Эти люди прольют любое количество крови, но остановят бунтовщиков.
Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока:
- Ситуация на Ближнем Востоке будет обостряться. Положение дел в Алжире ещё хуже, чем в Египте, в Йемене - хуже, чем в Алжире. Йеменский президент Салех правит с 1978 г. - дольше, чем Мубарак. Ситуация там усугубляется растущим дефицитом воды - по прогнозам, через три года Сана, столица страны, останется полностью без питьевой воды. Зато вокруг столицы очень много племён с тяжёлым вооружением.
Уже распалась на кусочки Сомали, теперь рассыпается Судан. Причём отделившийся недавно Южный Судан собирается строить на Ниле гидроузлы, из-за которых Египет через 3-5 лет тоже будет без воды, - и тогда от режима Мубарака точно ничего не останется… Любая заваруха на Ближнем Востоке заканчивается приходом ислама, в большей или меньшей степени военизированного. И никакие природные ресурсы режим не спасут. У Алжира огромные газовые запасы - и что толку? Дело не в наличии ресурсов, а в их перераспределении. Если все блага остаются в руках узкой группы элиты, как в руках одного клана оказались все богатства Туниса, - будущее страны печально. Кстати, в этом смысле России есть над чем задуматься. Резкое расслоение на богатых и бедных, выключенные социальные «лифты», разобщённость власти и народа - всё это у нас тоже есть. Правда, в России есть и генетическая память о том, что любая революция ничем хорошим не заканчивается. Так что вряд ли «тунисский бунт» у нас случится завтра или даже послезавтра.
Смотрите также:
- «Хургандинск»: революция в Египте не напугала туристов из России →
- Мертвый сезон в Египте: репортаж из мятежного Порт-Саида →
- Игорь Виттель: Как Египет «продает» Сирию →