Вслед за премьер-министром Польши Дональдом Туском президент страны Бронислав Коморовский заявил о том, что вина за катастрофу под Смоленском, в которой погиб прежний глава государства лежит на польской стороне.
По словам главы государства, он не имеет возражений по выводам Международной авиационной комиссии, которая в минувшую среду назвала окончательные причины трагедии. Тем не менее, он заявил, что при расследовании Россией были допущены ошибки организационно-технического характера.
Вместе с тем, глава государства в своем заявлении особо отметил, что, несмотря на ряд разногласий, Польше необходимо стремиться к сближению с Россией, а не к отдалению.
Напомним, ранее премьер Дональд Туск, комментируя на специальной пресс-конференции публикацию отчета МАК, заявил, что ответственность за крушение лежит на польской стороне.
«Нам хватит смелости ничего не фальсифицировать. Польша берет на себя часть ответственности за катастрофу под Смоленском», - заявил он.
По словам Туска, Варшава ни в коем случае не подвергает сомнению выводы МАК. Тем не менее, Польша указывает на недостаток информации. В частности, по ее мнению, причинами трагедии могли стать не только действия польских пилотов, но и плохая оснащенность аэродрома в Смоленске и работа диспетчеров. Поэтому, как заявил премьер, отчет, представленный МАК, неполный.
В связи с этим премьер, успевший в минувшем году наладить контакты с главой российского правительства Владимиром Путиным заявил, что Польша будет просить Россию о дальнейшей работе по выяснению всех причин и обстоятельств трагедии.
Кроме того, Туск также выразил свою обеспокоенность политической шумихой, которая была вызвана публикацией документов. Он заявил, что нельзя допустить ситуации, при которой было бы приостановлено начавшееся улучшение отношений между Польшей и Россией. По его словам, после катастрофы под Смоленском между политиками возникло взаимопонимание. "Мы уверены, что добрые отношения можно строить только на правде. На лжи взаимного понимания не построим", - заявил он.
Премьер также добавил, что возможно, в ближайшее время между Польшей и Россией пройдет ряд встреч на высшем уровне, в результате которых может появиться общий отчет.
В свою очередь, дававший накануне в Москве пресс-конференцию глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что солидарен с Туском в том, что касается развития двусторонних отношений.
«Как бы трудно ни было, а это всегда неизбежно, потому, что это связано с судьбами людей, мы не допустим ухудшения наших отношений, которые сейчас нормализуются. Мы понимаем чувства польской стороны. С самого начала мы старались максимально сотрудничать с польскими коллегами, быть предельно открытыми, старались крайне бережно относиться ко всему происходящему. И сейчас мы сопереживаем польским гражданам и польскому руководству в том, что они испытывают в эти дни», – заявил он.
Интересную точку зрения высказал в минувший четверг и бывший президент Польши Лех Валенса. Он считает, что ответственность польской стороны за трагедию под Смоленском очевидна.
«Самолет опоздал, хотел наверстать время. Не должен был стартовать и вообще садиться. Чего еще тут искать?» - сказал политик.
«Надо начинать с того, что эта поездка не должна была иметь места. Премьер нас представлял. Президент мог дать ему текст и попросить прочитать над гробами», - отметил он. Напомним, что за три дня до трагедии Катынь посетили Туск и Путин, которые приняли участие в памятных мероприятиях, посвященных 70-летию расстрела поляков в этом населенном пункте.
«С сожалением говорю, что намного больше ошибок совершила польская сторона. С той стороны была только одна ошибка: надо было запретить посадку», - сказал Валенса.
По его мнению, на диспетчеров оказывалось некоторое давление. «Но какое? Если они и позвонили и спросили, что делать, так как поляки хотят сажать самолет, а погода плохая, - то, скорее всего, в Москву. Ответ им дали такой: максимально все уладить, так как будет скандал, если мы не пустим президента Польши. Они (диспетчеры) попали в безвыходную ситуацию», - считает экс-президент.
Напомним, эксперты МАК, занимавшиеся расследованием причин катастрофы, пришли к выводу, что главной причиной падения самолета стал человеческий фактор - ошибки экипажа и давление на него со стороны высокопоставленных пассажиров. Часть польской общественности и оппозиция были возмущены данными выводами. Недовольные заостряли внимание на том, что причиной трагедии могли стать действия российских диспетчеров, разрешивших посадку в сложных метеоусловиях, и плохая техническая оснащенность аэродрома.
В связи с этим министр транспорта РФ Игорь Левитин накануне заявил, что по действующим правилам, командир международного специального рейса решение о взлете и посадке принимает самостоятельно. То есть диспетчер вообще не имел никакого права запрещать польскому борту № 1 приземляться на смоленском аэродроме.
Кроме того, выводы МАК, в целом, были поддержаны и техническими специалистами из Польши. «Может, в нем есть какие-то неясности, но самые важные вещи соответствуют правде», – заявил, секретарь польского Авиационного совета Томаш Хыпки.
Смотрите также:
- Президент Польши: В расследовании катастрофы «Ту-154» есть ошибки →
- Туск: Россия скрывает правду об авиакатастрофе под Смоленском →
- «Этот доклад ни о чем не говорит» →