Александр Ципко, философ, политолог:
Невыносимая жара переселила меня на берег Оки в заброшенный дом в деревне Спас под Калугой. И в этом была великая польза не только для моего здоровья, но и для моих познаний о стране. Скажу сразу: идея сотрудников Института современного развития связать будущее «обновлённой» России со средним классом, с молодыми предпринимателями, всеми, кто никогда до сих пор не ходил на выборы, на мой взгляд, является чистейшей утопией.
Хозяйственные заботы, замена окон, ремонт крыши, закупка материалов позволили мне окунуться в мир настроений и переживаний десятков людей из сферы строительного бизнеса. Общаясь с ними, я открыл для себя в русской душе много интересного. Чем дальше мы уходим от событий 1991 года, тем сильнее, на мой взгляд, даёт о себе знать старое, описанное ещё славянофилами отчуждение нашего человека от всего, что связано с властью и политикой. «Разве не Путин говорил, что политика - грязное дело? Не имеет права честный человек посвящать себя политике», - обосновывал свою философию Виталий, устанавливая окна из ПВХ. Этот молодой парень с отличием окончил Калужский педуниверситет и, вместо того чтобы преподавать историю детям, предпочёл более высокий заработок мастерового в престижной фирме. И Виталий, и его коллеги (всем им - от 25 до 32 лет) с гордостью говорят, что «никогда не ходили ни на какие выборы, не смотрят в упор это мутное телевидение, которое никогда ничего не говорит по делу и конкретно», и, конечно же, не состояли ни в одной партии.
Своя рубаха
Наши «либералы» не понимают, что нет у среднего русского человека желания заниматься общественными делами, строить гражданское общество. И дело отнюдь не в «патернализме», в якобы присущей россиянину надежде только на государство. А, напротив, в личном эгоизме, зацикленности на заботах о себе, о своих детях, о семье. Кстати, о том, что славянин является индивидуалистом, очень много писал Иван Ильин. В деревне Спас, где я проживаю летом уже 20 лет, мои соседи, бывшие колхозники, никогда не объединялись для какого-то общего полезного для их села дела. После 70 лет колхозного, «коллективистского строя» у российского крестьянина окончательно пропало желание заниматься какой-либо кооперацией.
Кстати, о неприятии нынешнего телевидения я слышал не только из уст Виталия, но и от Володи - кладовщика в магазине стройматериалов в Мстихе. Ему около 40 лет, по профессии инженер-гидротехник. Как он мне объяснил, не может нормальный человек смотреть новостные программы, где и Медведев и Путин не просто говорят об одном и том же, но говорят сразу одновременно о десяти назревших задачах, о коррупции, ЖКХ, о ветхом жилье и т. д. Или говорят о «национальных проектах», не объясняя людям, как эти задачи будут решаться и в какой срок, кто несёт ответственность за их решение... И здесь же, смотря мне в глаза, москвичу, добавил: «А потому наши народные денежки тю-тю - летят на ветер, тратятся без всякой пользы».
Мне могут сказать, что это нарочитое отторжение от власти объясняется просто. Мол, в нулевые «политика просто умерла», и стоит вернуть на голубой экран противников режима вроде Немцова и Каспарова, как в России снова возродится интерес и к выборам, и к политике. Но мне думается, что эти «либеральные размышлизмы» о якобы назревшей политической модернизации только затемняют глубинные причины переживаемого нами кризиса демократии. У нас, в России, в отличие от других бывших соцстран Восточной Европы, маятник смены власти так и не пришёл в движение не потому, что у нас не было свободы слова, а потому, что у нас другая психология. Наш народ хочет не просто избавления от надоевших лиц, не просто «открытой политической конкуренции», а таких политиков и таких перемен, которые обещают чудо, которые сразу же сделают жизнь лучше, избавят нас от вечной нищеты и неустроенности.
Даёшь сказку?
«Голосуй - не голосуй, но моих доходов никогда не хватит, чтобы переехать из однокомнатной квартиры в трёхкомнатную». Это говорит мне Роман - директор небольшой фирмы, в которой трудится Виталий. И в этой фразе коренится главная тайна нашей судьбы. Не может европейская демократия укорениться у народа с психологией старухи из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Кстати, именно потому, что мы продолжаем верить в чудо, существует опасность нам снова оказаться в руках шарлатанов. У нас в России взрывы политической активности только тогда, когда обостряется вера в чудодейственные перемены, а на политической сцене, получив свободы, появляются очередные шарлатаны. Такой взрыв произошёл в 1917 году, когда массы поверили в панацею коммунизма, и в 1991 году, когда те же самые массы поверили в панацею рынка и демократии. А сегодня наш народ стал более мудрым, а потому он не верит в чудо, связанное с переменой фамилий президентов, а потому он безразличен к политике и власти.
Западная демократия с её тайными, равными и прямыми выборами выросла не только из частной собственности, из гражданского общества свободных торговых городов. Но и одновременно из реализма, из чувства возможного, присущего ремесленникам, которые умеют ценить то, что есть, и хорошо знают, что единственным чудом в жизни является твоё собственное мастерство. Советская власть не только уничтожала ремесленников и мастеровых людей как представителей мелкой буржуазии, но и уничтожала условия для развития у русского человека экономического и политического реализма. У нас, как писали все философы Серебряного века, максимализм, отсутствие чувства возможного было свойственно не только для революционной интеллигенции, но и для крестьянской массы. И связано это с тем, что чудо хорошего урожая зависело прежде всего от капризов погоды.
Без панацеи
Чтобы стать успешной страной, нам нужна не столько политическая модернизация, сколько уроки трезвости. Лекарство правды, которое бы излечило нашу русскую душу от пристрастия к соблазнам мифов, от веры в то, что есть панацея, которая в один день сделает всех нас счастливыми и богатыми. Пока в России процветает Жириновский как политик, который побеждает потому, что обещает каждой женщине здорового и богатого мужика, у нас нет надежд. Увы, освобождение от коммунизма не сделало русский народ более трезвым. Наверное, все традиционные болезни национального сознания обострились сейчас и потому, что гайдаровские реформы как раз и творили так любимое нами чудо, правда, чудо для избранных, для доверенных людей Ельцина и его семьи. Разве сознательное превращение десяти бывших советских младших научных сотрудников в один день в миллиардеров, во владельцев сказочных состояний не было очередным созиданием русского чуда?! Большевики созидали чудо тем, что превращали в один день миллионщиков в нищих. А Ельцин и его команда созидали чудо тем, что превращали демократическую шантрапу в богачей. И вы хотите после всего этого, после наших безумных рыночных реформ, чтобы мелкий предприниматель Роман, живущий с семьёй в однокомнатной квартире, проявлял интерес к политике, которая, возможно, повысит его доходы на 10 или 15 процентов? Смешно, господа!
Смотрите также:
- Михаил Веллер: «Мораль в нашем обществе находится в скверном состоянии» →
- На краю пропасти. Михаил Веллер - об уроках октября 1993-го →
- Утро нашей родины. Какая Россия встает с колен? →