Впрочем, демократическое отступление в какой-то мере компенсируется ростом гражданской активности. Не нужно быть социологом, чтобы видеть: население всё чаще выступает в защиту своих прав, всё громче протестует против негативных сторон закрепившегося в стране бюрократического капитализма. Несмотря на то что центральные каналы телевидения пытаются рисовать картину маслом, просчёты экономической и социальной политики скрывать всё труднее. Всё труднее утаивать и пикантные подробности «праздника жизни», который устраивает для себя высшее чиновничество, бюрократия и околокультурная обслуга. Даже если контролируемые властью СМИ пытаются создать представление, что Россия вот-вот покроется сетью первоклассных автобанов, а на сельских нивах щедро «заколосятся арбузы», овраги и лопухи всё равно упрямо лезут на поверхность. Как написал в газету один из читателей «Аргументов и фактов», «народ знает, отчего ему так плохо».
Проверка на вшивость
Интернет, широкое распространение мобильной связи, появление новых поколений фотокамер, вмонтированных в мобильники, создают в стране совершенно новую ситуацию. Власть фактически не может контролировать неподцензурные информационные потоки и основанные на независимой информации аналитические выводы. Благодаря новым информационным технологиям даже малые группы социальных и политических активистов, оттеснённые на обочину политической жизни, получают доступ к общественному уху. В последние несколько лет Интернет фактически превратился в общественный «детектор лжи», который в режиме онлайн ежедневно и ежечасно проверяет «на вшивость» чиновников и политиков. Неискренность перестаёт быть абсолютным оружием власти, как это было во времена тотальной коммунистической цензуры. Сказанное шёпотом в коридорах власти, заявление в суде, ДТП на трассе, хамство высокопоставленного босса, неправедное решение местных властей - всё (или почти всё) становится предметом обсуждения и критики.
Мэр г. Шахтёрска в Сахалинской области недавно был временно отстранён от должности за то, что грубо толкнул старушку-консьержку, не слишком, по его мнению, расторопно открывшую перед «его величеством» дверь. Незначительное, казалось бы, происшествие попало в Интернет и вызвало бурю негодования среди пользователей. Дело стало публичным и благодаря этому дошло до суда. И судьи, обычно встающие на сторону начальства, просто вынуждены были порадеть за обиженную бабушку.
Новые авторитеты
В условиях новой гласности действия критиков власти и «протестантов» становятся всё более настойчивыми и смелыми. А сами участники акций превращаются в героев политического уличного фольклора и, по сути дела, действуют под защитой народной молвы. Участники, казалось бы, малозаметной акции «синие ведёрки» благодаря помещённым в Интернете снимкам и комментариям успешно позиционировали себя в качестве защитников народа от обнаглевших чиновников. Журналист, которому во время акции протеста 31 мая милиционеры сломали руку, стал всероссийской известностью. А на Юрия Шевчука, поговорившего «по-мужски» с В. Путиным о наболевшем, обрушился настоящий водопад славы.
Всего несколько лет назад доступ к Интернету имели 3-5% граждан. Сегодня новости и комментарии из Интернета получают уже 15%. У людей появилась широкая возможность сравнивать «медовуху», которую разливает по телеэкранам власть, с потоками, которые реально текут по канавам российской жизни. И чем больше официальные представители будут врать, тем глубже общество будет уходить в Интернет и выставлять собственные оценки действиям властей.
Чиновники и органы власти, которые по советской привычке всё ещё пытаются замолчать или исказить неприятные и компрометирующие их факты, сталкиваются с новой ситуацией: врать становится «для себя хуже». Более того, врать становится политически опасно. Так, попытка скрыть мародёрство солдат из оцепления вокруг разбившегося под Смоленском польского самолёта не только полностью провалилась, но и обернулась неприятным конфузом.
Сейчас общество с интересом следит за развитием событий вокруг коррупционной истории с покупкой престижных иномарок у фирмы «Даймлер». Замешанные в истории высокопоставленные чиновники, несмотря на прямое распоряжение о расследовании, данное президентом Д. Медведевым, явно пытаются спрятать концы в воду. В былые времена им это наверняка удалось бы. Теперь же посмотрим, что скажет Интернет…
Четвёртая власть
В короткий период ельцинского информационного «разгуляй поля» СМИ называли «четвёртой властью». Сегодня они утрачивают эту роль и всё чаще гнут спину в качестве носильщиков непререкаемой партийной правды. Упавшее знамя гласности, к счастью, подхватили и Интернет, и некоторые газеты. Нетрудно себе представить, как будет формироваться общественное мнение, когда доступ к Интернету получат 30-40% населения. Особенно если учесть, что доступ в независимые сети прежде всего получает молодёжь.
Это новое поколение россиян начисто лишено парализующего страха эпохи ГУЛАГа. Нет у него и советского пиетета перед властью. «Податное сословие» не хочет молчать. У него появился новый голос. И власти пора бы понять, что создавать видимость диалога с обществом будет всё труднее.
Смотрите также:
- Вячеслав Костиков. Глухая исповедь* о тлеющем в стране недовольстве →
- Вячеслав Костиков: Русский грех →
- Кто у нас в памперсах? →