«Вы ещё не любите Россию? Тогда — идём к вам…»

   
   

На днях объявлено о создании на частные деньги Института демократии и сотрудничества. Возглавит его известный адвокат А. Кучерена. Для начала отделения появятся в Нью-Йорке (во главе его встанет профессор МГИМО А. Мигранян) и Париже (его глава -экс-депутат и историк Н. Нарочницкая). Как сказал «АиФ» сам г-н Кучерена, это будут площадки для общения экспертов, из которого аудитория сможет черпать объективную информацию о нашей истории и политике, а также для обсуждения характерных для разных стран проблем с правами человека.

«Крёстным отцом» института можно считать В. Путина. Прошлой осенью, будучи в Португалии, президент заявил: «Цель — активизировать диалог по вопросам мониторинга выборов, положения национальных меньшинств и мигрантов, состояния свободы слова. Евросоюз с помощью грантов помогает развитию западных институтов подобного рода в России. Думаю, настало время, когда и РФ может делать то же самое в Евросоюзе». Очевидно, в рамках нового института россияне не упустят шанса подискутировать, например, о положении русскоязычных в Прибалтике. А. Кучерена призывает со всей строгостью обсудить и то, что творится в США: «Удивительно, что в стране с такой демократической историей исход выборов определяют не все граждане, а узкая коллегия выборщиков».

В имидж России и продвижение её позиций в мире уже вложены огромные средства. Например, для благоприятного освещения Петербургского саммита «Большой восьмёрки» в 2006 г. чиновники нанимали американских консультантов из компании «Кет-чум». В 2005 г. заработал англоязычный телеканал «Раша тудэй». Его создание обошлось в 30 млн. долл. По словам главреда канала М. Симоньян, другой взгляд на события в России и мире сегодня востребован и доступен уже 120 млн. человек в разных странах. Недавно у «РТ» появилась и арабская редакция. Популяризацией русского языка и литературы с прошлого года вместе с Росзарубежцентром занимается фонд «Русский мир». Есть и частные культурные и образовательные проекты.

 

Комментарии экспертов

Сергей Марков, депутат Госдумы, политолог:

   
   

— В СССР существовали Фонд мира, Дома дружбы, Ассоциация городов-побратимов. Работа с иностранцами шла через Комитет молодёжных организаций, Комитет советских женщин, профсоюзы и т. д. Сегодня Россия восстанавливает такую работу. Но пока наши усилия даже меньше тех, что предпринимают Польша или Турция.

Мы должны отстаивать своё право на интеллектуальный суверенитет и продвигать свою точку зрения в СМИ, экспертном сообществе других стран. Этим должны заниматься яркие полемисты, как, например, Н. Нарочницкая или представитель России в НАТО Д. Рогозин.

Фёдор ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:

— Британский совет имеет отделения более чем в 100 странах, где продвигает английский язык и литературу. США открыли по всему миру отделения образовательных, благотворительных и экспертных фондов — вроде фонда Карнеги. Позитивный образ Германии формирует Институт Гёте, Франции — «Французский альянс», Испании — Институт Сервантеса, Швеции — Шведский институт… Всё это примеры так называемой политики «мягкой силы». Языковые курсы, гранты учёным и т. д. позволяют расширить арсенал средств для влияния на общественное мнение в других странах. Ведь чем хуже имидж страны, тем сложнее её лидерам вести внешнюю политику, а бизнесменам — заключать сделки и привлекать инвестиции.

 

Кстати

Как заявил на днях 1 -й замначальника Генштаба ВС РФ А. Бурутин, военные и учёные ряда развитых стран активно готовятся к ведению информационных войн. Объект воздействия информационного оружия — люди и их мировоззрение. Воздействие ведется, например, через разрушение духовных ценностей. В применении инфооружия генерал заподозрил «ряд неправительственных организаций, поддерживаемых из-за рубежа и формирующих негативный образ России». В ответ Вооруженные силы РФ также начали разработку «элементов и способов ведения информационных операций».

 

Комментарий «АиФ»

Свежий пример наших проблем с имиджем — недавние трудности при заключении газового соглашения с Болгарией. Часть местной оппозиции выступала против «сделок с такой страной, как Россия». Одним из аргументов была низкая оценка «по демократии», выставляемая американской организацией «Фридом Хаус». В прошлом году она поставила Россию вровень с Афганистаном, Эфиопией, Египтом и Чадом. По сути, именно негативный имидж России в Европе помешал нашему делегату занять пост председателя ПАСЕ.

Но даже при умелом использовании денег на саморекламу быстрого результата не будет. России самой предстоит ещё пройти длинный путь, прежде чем она сможет предложить миру что-то сопоставимое с «американской мечтой» или привлекательным образом «справедливой и преуспевающей Европы». Гастроли звёзд отечественного балета, премии учителям русского языка или выступления прокремлёвских политологов могут, конечно, поубавить антироссийского пафоса времён «холодной войны». Но не смогут полностью вытеснить из западных газет и телеканалов плохие новости из нашей страны. А истории вроде закрытия отделений Британского совета способны перечеркнуть усилия имиджмейкеров. Потому что хороший образ страны невозможен без её открытости и доброжелательности по отношению к миру. Что, впрочем, не должно мешать твёрдому отстаиванию национальных интересов…

Задачка не из простых: как и свой интерес соблюсти и чужих не распугать?

 

Смотрите также: