Таких решений нет и, судя по нашим сведениям, пока не предвидится. Речь, очевидно, идёт об экспертном докладе Института современного развития, с которым сами авторы, более того, предлагают спорить. Небезынтересно, впрочем, что председатель попечительского совета института - президент Д. Медведев.
В ИНСОРе решили помечтать, как может выглядеть Россия в XXI веке. И старательно нарисовали притягательную картинку, которую условно можно назвать европейской. Так, например, социальное расслоение между самыми бедными и самыми богатыми не превысит десятикратного размера (сейчас - более чем в 20 раз), расходы на здравоохранение вырастут в 2 раза, до 7% ВВП. Пенсия составит 60-65% от зарплаты. В технологичной, мобильной и полностью профессиональной армии 500-600 тыс. человек, а не 1,2 млн, как сейчас. МВД преобразовано в Федеральную службу криминальной полиции, которая противостоит преступности. Региональная и муниципальная милиция занимается патрулированием, мелкими преступлениями, общественным порядком. Функции ГИБДД разделены между региональной милицией и гражданскими службами.
ФСБ преобразована в службу контрразведки. Федеральная служба охраны занимается защитой свидетелей, судей и др. В обществе низкая коррупция, высокое доверие к суду. Во внешней политике Россия - стратегический союзник Евросоюза с единым энергокомплексом и возможным членством в ЕС. А на месте НАТО появляется новый альянс с участием России.
Впрочем, эксперты делают вывод, что никакая модернизация и развитие экономики без условий для самореализации человека в принципе невозможна: «Важно создание политической и общественной среды, которая не заставляла бы краснеть, не оскорбляла бы всякого рационально мыслящего, всё понимающего и уважающего себя человека». Для этого России нужно в том числе «перезапустить» механизмы политической конкуренции. Например, ликвидировать препоны для регистрации партий (отказ - только за экстремизм в программе). Снизить думский порог до 5%, разрешить партийные блоки (но с барьером в 7-8%). У нынешней пропорциональной системы выборов в парламент «при крепостной зависимости списочников» одни минусы. А вот возвращение смешанной системы (пополам партии и одномандатники) сохранит партийный стержень думских фракций. И даже будет способствовать развитию партийной системы. Президент должен избираться на 5 лет, Дума - снова на 4 года, в ней в будущем могли бы оказаться два десятка партий, основные - левоцентристская и правоцентристская - будут получать по 30-35% голосов. Правительство должно утверждаться думским большинством, а губернаторы и члены Совета Федерации - избираться всенародно.
Но для начала оппозиция должна сейчас взять на себя обязательство не уклоняться от содержательных споров и пресекать все формы экстремизма. А власть должна категорически и публично отказаться, например, от практики поощрения губернаторов за лучшие результаты партии власти на выборах. В самом госуправлении нужно срочно отказаться от терпимости к не справляющимся с обязанностями чиновникам, заменить «архаичную иерархию чинов и званий на госслужбе» гибкой системой стимулов. Для развития гражданского общества уже в ближайшее время, по мнению экспертов ИНСОР, кроме всего прочего, можно было бы сделать несколько символичных шагов - резкое сокращение «мигалок» и показательную опись приставами имущества госорганов, которые не выполняют решения судов по искам граждан к этим органам.
Смотрите также:
- Приоритетные направления деятельности в сфере обеспечения прав детей в России на современном этапе →
- Почему власть не спешит стать прозрачной для граждан →
- Проректор РАНХиГС: чиновников Крыма посадят за парты →