Сейчас известна точка зрения украинской стороны – и коротенькая реакция российской. Глава СБУ В. Наливайченко на пресс-конференции буквально заливался соловьём. Вот основные тезисы его сообщения практически дословно.
Флешки от ФСБ и мешок на голову
Несколько месяцев назад российские офицеры захватили в Приднестровье гражданина Украины. После этого они доставили его на военную базу, где при помощи угроз склонили к сотрудничеству. Допрос, мешок на голову, шприц якобы с наркотиками, угроза детям – все это чрезвычайно нас взволновало. И поэтому мы делаем информацию публичной, защищаем этого гражданина и членов его семьи. Это не шпионские игрушки, это уголовно наказуемое деяние.
Комментарий ФСБ России: «Гражданин Украины, о котором идет речь – Руслан Пилипенко, сотрудник главного управления разведки Минобороны Украины, начиная с 2006 года активно занимался деятельностью в ущерб интересам безопасности Вооруженных сил России. 29 октября 2009 года он был задержан в городе Тирасполь на российском военном объекте при осуществлении шпионских действий. Украинец дал признательные показания, заявил, что готов представить информацию о других разведывательных акциях и агентуре, задействованной в работе против России. Позже Пилипенко предложил сотруднику ФСБ на 27 января встречу для передачи сведений, якобы свидетельствующих о наличии непосредственных угроз российским военным объектам в Приднестровье».
Во время этой встречи с поличным был пойман кадровый офицер российской службы госбезопасности, пытавшийся за $2 тыс. купить у гражданина Украины оборонные секреты. Агента прикрывали трое других офицеров ФСБ, находившихся во втором автомобиле. Все они числятся военнослужащими оперативной группы российских войск (ОГРВ) Приднестровского региона Республики Молдова. Общий контроль шпионской операции осуществлял подполковник, начальник отдела военной контрразведки ФСБ РФ в ОГРВ, который издалека наблюдал за действиями своих подчиненных.
Во время осмотра задержанных у них был изъят ряд предметов, которые являются атрибутами шпионской деятельности. Ими оказались цифровые диктофоны, ручка со встроенной видеокамерой, закамуфлированный под брелок для ключей контейнер для хранения цифровых данных, флешки, ноутбук и деньги, предназначенные для оплаты полученной информации.
Фотокопия тайной инструкции, регламентирующей деятельность ФСБ, обнаруженная на карте памяти мобильного телефона одного из задержанных, доказывает, что шпионы работают именно на эту организацию.
В отношении организатора – это полковник ФСБ – возбуждено уголовное дело по статье «Шпионаж». Суд выдал санкцию на арест этого человека. То время, что будет идти следствие, ему придется провести под стражей. Кроме того, в отношении этого человека был сделан запрос в ФСБ, чтобы российская сторона могла принять участие в расследовании случившегося.
Остальные российские участники инцидента высланы на родину с пятилетним запретом появляться на территории Украины.
Помимо этого, 29 января СБУ задержала гражданина РФ и проживающего в Севастополе гражданина Украины, которые вместе пытались получить и вывезти за границу изделия военного назначения, представляющие государственную тайну,– блоки от радиоэлектронных систем наблюдения военных кораблей за крылатыми ракетами. Оборудование было изъято, а в отношении злоумышленников возбуждены уголовные дела – россиянина обвинили в шпионаже, а украинца – в государственной измене.
Ошибка Наливайченко
В этой истории странно всё. Удивительно, что агенты далеко не худшей в мире разведки попались на топорной работе. Что на ничего не производящей Украине нашлись какие-то технологические секреты. Что вся эта история попала в печать. Что ФСБ России на неё отреагировала – и едва ли не впервые в своей истории признала факт задержания её сотрудников.
Службы безопасности – особая каста. Соперничающие ЦРУ и ФСБ куда ближе друг к другу, чем к парламентам или прессе собственных стран. У этих людей есть свои правила игры, едва ли не главное из которых – не выносить сор из избы, не подставлять друг друга. Потому что все обладают массой информации о конкурентах, и в случае какого-то информационного прорыва обмен обвинениями и разоблачениями может покатиться с энергией снежного кома, вызывающего лавину. Никому это не нужно.
Шпионят все и за всеми, бюджеты разведок огромны. Чаще всего обнаруженного агента не арестовывают, а устанавливают за ним наблюдение или пытаются перевербовать – как, кстати, произошло с господином Пилипенко. Могут и выслать – но, как правило, всё это делается сугубо негласно.
Украинцы нарушили заповедь. Стало быть, в их игре есть ставки более серьёзные, чем репутация СБУ в разведывательном мире. Точнее, кажущиеся более серьёзными. Выборы президента Украины. Здесь следует напомнить, что, как и во всём мире, глава спецслужб Украины подчиняется непосредственно и только президенту. В данном случае – президенту Ющенко, заказ которого господин Наливайченко и выполняет.
Больше всего рассказанная Наливайченко история напоминает бурю в стакане горилки. Нет сейчас у Украины секретов, которые могли бы всерьёз интересовать Россию, и две тысячи долларов – красная цена всему этому шпионскому скандалу.
А уходящий президент Украины ведёт себя, как герой сологубовского «Мелкого беса» Передонов, который, уезжая со съёмной квартиры, старательно нагадил в каждом её углу.
Смотрите также:
- Политическое похищение. Как и зачем Киев выкрал российских военных в Крыму? →
- Голландский разбой. В Нидерландах полиция избила российского дипломата →
- Андрей Сидорчик: Орхан Зейналов как новая любовь правозащитников →