Хлопонин на Кавказе: выполнима ли миссия?

Почему столица в Пятигорске?

Почему командный пункт находится «в тылу» - в Ставропольском крае, а не «на передовой» - в Ингушетии, Дагестане, Чечне?

   
   

Ставрополье - край с преимущественно русским населением. Здесь ФСО будет всё же легче обеспечить личную неприкосновенность самому полпреду и его аппарату. Учитывая повышенную террористическую активность на Северном Кавказе, этот вопрос остаётся одним из ключевых. В то же время Пятигорск, стоящий рядом с административной границей с Кабардино-Балкарией, находится достаточно близко от «передовой», так что полпред при необходимости сможет быстро переместиться хоть в Чечню, хоть в Дагестан.

Кто будет главным?

«Силовая компонента нового Северо-Кавказского федерального округа будет отстроена по образу и подобию других округов,  - рассказал Игорь Коротченко, главред журнала «Национальная оборона». - Силы и средства антитеррористической борьбы, ранее находившиеся в Южном федеральном округе, будут делегированы Пятигорску. Принципиально тут вряд ли что-то изменится. Например, сохранятся две линии управления: гражданская, проводящая решения вертикали власти через полпреда, и линия военных, милиции и спецслужб, которая проводит на места решения соответствующих силовых структур. Полпред, естественно, вводится в курс операций силовиков и в какой-то степени координирует их действия. Но это не означает, что гражданское руководство региона получает детальное осведомление обо всех тонкостях работы армии и ФСБ, включая данные агентуры, «расписание» точечных операций, планы физического устранения наиболее одиозных лидеров боевиков и т. д. По-другому невозможно избежать утечки информации. Полпред, кем бы он ни был, узнает об успехе и неудаче силовиков, как и вся страна, - из утренних выпусков новостей».

Поэтому первая задача Хлопонина не военная, а сугубо мирная: организовать жизнь на подведомственных территориях так, чтобы у людей появились стабильные легальные источники доходов. Это выбьет почву из-под ног террористического подполья и криминальных группировок. Вторая задача - контроль за распределением бюджетных средств из Центра в регионы, чтобы прекратилось воровство. На Хлопонине будет и подбор кадров. По мнению экспертов, результаты его деятельности появятся через год-полтора. «Хотелось бы, чтобы первые результаты мы увидели уже в этом году», - заявил на днях Д. Медведев.

Мнение эксперта

Алексей Малашенко, эксперт Центра Карнеги:

- Верным было решение создать Северо-Кавказский федеральный округ или нет - покажет будущее. Пока можно сказать лишь, что неверным было создание и долгое существование Южного федерального округа. Если удастся добиться в регионе хотя бы военно-политической стабильности (я уж не говорю о решении экономических проблем и снижении безработицы), значит, г-на Хлопонина не зря «выдернули» из Сибири.

Быть на Кавказе только экономическим менеджером, без учёта межэтнических и межрелигиозных отношений, невозможно. Лично меня настораживает во всей этой истории, что на юге страны появился округ, включающий все кавказские республики, кроме Адыгеи. Он получился каким-то этноисламским: все конфликтные ситуации сложили в один «мешок» и отдали одному человеку - как хочешь, так и действуй. Возможно, Хлопонин совершенно новый в регионе человек - это то, что нужно на Кавказе. Но тогда ему необходима грамотная команда, которая наконец-то перестанет путать террористов с религиозной оппозицией, которая объяснит, откуда в регионе нестабильность и кто её поощряет.

Также по теме:

   
   

Северный Кавказ в руках Хлопонина: по плечу ли ноша?

«Основная ставка будет сделана на развитие потенциала Кавказа как туристической зоны»