Берлускони и другие: как граждане выражают негодование

Традиция нелетальных нападений на политиков становится всё более крепкой. И если в России от летающих тортов и прочей шелухи страдают исключительно оппозиционеры, то в мире достаточно смельчаков, которые не боятся связываться и с властями предержащими. Как собственными, так и пожаловавшими в гости.

   
   

Вчерашнее нападение на Сильвио Берлускони отличалось от многих других подобных «покушений» лишь методом. Информагентства сперва сообщили, что впервые недовольному гражданину удалось непосредственно добраться до лица жертвы. Обычно же протестанты используют разнообразные летающие предметы. Однако впоследствии выяснилось, что никакого отступления от традиции не произошло: психически больной мужчина с расстояния двух-трех метров запустил в Берлускони тяжелым сувенирным изображением Миланского собора...

Из предыдущих прецедентов подобного рода наиболее известен, конечно, случай с Джорджем Бушем. Ровно год назад, 14 декабря 2008 года, на пресс-конференции в Ираке местный журналист Мунтадар аз-Зэйди назвал Джорджа Буша собакой и кинул в него ботинками: сперва одним, потом другим. Буш, однако, сумел уклониться от иракских снарядов. Позднее Мунтадара приговорили к году заключения, а потом освободили досрочно. Многие в Ираке считают его национальным героем.

Занимательная яичница

Самым популярным нелетальным оружием, используемым «народными мстителями», является яйцо. Невозможно перечислить все случаи, когда «яичный аргумент» использовался во время предвыборных кампаний на Украине. В 2003 году от яиц пострадали два представительных мужчины: губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер и премьер-министр России Михаил Касьянов. У них уже была хорошая компания: премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен (2002), президент США Билл Клинтон (2001, Польша). И, конечно, много деятелей поменьше рангом: что там говорить, если даже автора этих строк недавно просили бросить на пресс-конференции яйцо в одного известного спортивного деятеля. Отказался: слишком банально.

В тестовом режиме

Менее исследована тема мучных изделий. Наиболее известным тортом до сих пор остаётся тот, что 11 лет назад прилетел в лицо Биллу Гейтсу в Брюсселю. Между тем кулинария – гораздо более благодатное оружие. Сокрушительная сила и дальнобойность хорошего яйца, конечно, выше, зато тортом практически невозможно промахнуться, да и ущерб от него заметно серьёзнее. Тухлое яйцо, безусловно, сильно подрывает моральный дух врага, но и испорченный пирожок неплохо годится для этой цели.

   
   

Совсем недавно, 26 октября 2009 года, президент Боливии Эво Моралес отмечал своё 50-летие. В горном городке Батайас харизматичный политик выступил с коротенькой двухчасовой речью перед крестьянами, после чего собрался наконец попробовать именинный торт. Но один из крестьян добрался до торта раньше – и со смаком всадил его в лицо президента. Самое забавное, что Моралес ничуть не обиделся – выяснилось, что он и сам не раз поздравлял юбиляров таким оригинальным способом, да и вообще в Южной Америке это в порядке вещей.

Чего никак не сказать об Израиле. В сентябре 2003 года студент-еврей из университета штата Нью-Джерси (США) бросил пирог в лицо прибывшему туда с лекциями израильскому министру по связям с диаспорой Натану Щаранскому. Позже выяснилось, что «кулинар» Аби Гринхаус – член движения «евреи против оккупации», которое выступает за немедленный вывод израильских войск с палестинских территорий.

Каменные гости

Конечно, не обходится и без оружия пролетариата. В то же время «пролетариат» помнит, что к булыжнику уже можно пришить статью о терроризме, так что на такие меры идёт редко и неохотно.

В августе 2009 года четыре хулигана напали в Бржецлавском регионе Чехии на бывшего премьера страны Мирека Тополанека, который вёл предвыборную агитацию, разъезжая по стране на велосипеде. Сперва они крепко отругали Тополанека, а потом бросили в него камень, который попал жертве в голову. Тополанек получил рассечение под глазом. Любопытным образом это нападение связано с атакой на Берлускони. Ведь популярность Тополанека в Чехии резко упала после секс-скандала, когда в прессе появились снимки с виллы итальянского премьера. На фотографиях в числе прочих был запечатлён голый мужчина, подозрительно похожий на его чешского коллегу.

С 1998 году в Эстонии был атакован тогдашний президент Германии Роман Херцог: 20-летний Дэвид, студент Таллиннского технического университета, зачем-то бросил в него камень. Попал он, правда, лишь в машину сопровождения. Учитывая, что германский президент – фигура почти декоративная, произошедшее списали на «чистое хулиганство».

* * *

Конечно, хватает и других метательных снарядов. Памятен пакетик с майонезом, прилетевший в 2004 году в главу Минздравсоцразвития Михаила Зурабова, когда он рассуждал о приоритетности амбулаторного лечения перед стационарным. Одно время было модно плескать друг в друга чем-нибудь из стаканов. Правда, из-за крайне низкой дальнобойности жидкого оружия применяют его в основном при близком контакте – то есть при выяснении отношений между коллегами (самый известный в России мастер ближнего боя – Владимир Жириновский). В общем, нет пределов фантазии.

Объединяет эти выходки одно: при всей своей наивности они все-таки куда лучше откровенного террора и честнее полного равнодушия. В известном смысле эти метатели – мученики, готовые пострадать за секунду упоительного счастья. В момент, когда твое яйцо врезается в лицо ненавистного политика, кажется, что жизнь прошла не зря. Потом дурман развеивается. К сожалению, не у всех.

Ранее по теме:

Политики и ботинки: хроника взаимоотношений

Самые известные случаи с метанием предметов в политиков