Право на реванш. Саркози может вновь стать президентом Франции

Во Франции прошёл второй тур департаментских выборов в местные органы власти. По их результатам уверенную победу одержали кандидаты от партии «Союз за народное движение» бывшего президента страны Николя Саркози. Их поддержали более 60 департаментов. Второе место занимают социалисты во главе с действующим президентом страны Франсуа Олландом, сохранив влияние лишь в 30 департаментах. На третьем — ультраправый Национальный фронт во главе с Марин Ле Пен.

   
   

Президентские выборы во Франции должны состояться в 2017 году, но до этого французам ещё предстоит высказать своё мнение на выборах региональных и парламентских.

«Победа правоцентристского крыла говорит о том, что возвращение Саркози в большую политику не было напрасным. Его шансы в 2017 году вполне реальны, хотя есть и сомнения», — считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров. Он добавил, что часть французов на сегодняшний день достаточно скептически относится к экс-президенту, у значительной части электората вообще на него «аллергия».

Среди причин хоть и не разгромного, но всё-таки поражения команды действующего президента Олланда эксперт назвал не решённые экономические проблемы, безработицу и непопулярность лидера.

«Данные выборы — это выборы протестные, как часто бывает во Франции, когда власти получают если не красную карточку, то жёлтую, по крайней мере. Это показывает недовольство проводимой Олландом политикой, его непопулярность, недовольство той экономической ситуацией, которая в стране никак не улучшается: это и безработица (более 10% экономически активного населения), и различные дефициты, неуверенность в завтрашнем дне. Всё это присутствует, и наблюдается такое морально-психологическое депрессивное состояние французского общества, которое не может выйти на новые модели развития, что могло дать оптимизм французам», — объясняет Фёдоров.

Что касается сторонников Марин Ле Пен, то они представлены в значительной мере ультраправым электоратом из серии «понаехали здесь». В политической программе Национального фронта затрагиваются такие проблемы, как вопросы миграции, потери французской идентичности и т. д. В последнее время к этому прибавилась и «левая» риторика.

   
   

«Марин Ле Пен — неплохой политик. Она сместилась немножечко к центру, уйдя от одиозных формулировок своего папы (политика-националиста Жана-Мари Ле Пена — прим. ред.), который «грешил» и ксенофобией, и антисемитизмом. Она же немножечко скорректировала свою позицию», — уточняет эксперт.

Однако не для всех эта «корректировка» стала очевидной. Так, в день выборов активистки движения Femen устроили акцию возле избирательного участка, на котором голосовала политик. Полуголые девицы в светлых париках с нарисованными усиками а-ля Гитлер и табличками «Je suisfasciste» всем своим видом пытались обвинить Ле Пен в расизме и ксенофобии. Однако никакой реакции со стороны лидера Национального фронта не последовало.

Результаты выборов указывают на то, что Франция движется от двухпартийной к трёхпартийной системе в стране, и ультраправые могут закрепиться как раз в качестве третьей политической силы. «Конечно, им для этого нужно будет набрать ещё достаточное количество голосов на региональных выборах в 2015 году», — считает Фёдоров. 

При этом, если бы президентские выборы во Франции состоялись, предположим, этой весной, а не в 2017 году, Ле Пен однозначно прошла бы во второй тур, где встретилась бы со своим соперником — представителем либо социалистов, либо (с большей степенью вероятности) правоцентристов из политического фланга Саркози. Экс-президент же в случае своего участия в выборах победит Ле Пен с разгромным счётом, прогнозирует Фёдоров.

Отчасти это связано как раз с откровенно экстремистской риторикой Национального фронта и его лидера Марин Ле Пен. «Французы побаиваются ультраправых, предпочитая такие проверенные правоцентристские варианты, как Саркози, несмотря на всю аллергию к нему», — считает Фёдоров.

Если расстановка сил к 2017 году останется на сегодняшнем уровне, то об участии социалистов и Олланда во втором туре президентской гонки говорить вообще не приходится.

Из трёх лидеров прошедших выборов двое, Марин Ле Пен и Николя Саркози, настроены достаточно лояльно по отношению к России. В таком контексте возвращение к власти бывшего французского президента для России будет, несомненно, выгодно. При Саркози Москва и Париж сохраняли достаточно тёплые и даже дружеские отношения, а в феврале уже 2015 года политик призвал уважать выбор крымчан и признать прошедший референдум о вхождении в состав России.

Французам же в таком случае придётся смириться со своей «аллергией».