Устали плясать под чужую дудку. Из-за чего возник конфликт в Йемене

В ночь на 26 марта Саудовская Аравия и ряд других государств региона начали военную операцию в Йемене после просьбы президента Мансура Хади защитить законную власть страны. Из-за бомбардировок пострадал аэропорт и несколько военных объектов хуситов. Во что выльется противостояние Саудовской Аравии и Йемена и какое развитие событий выгодно России, АиФ.ru рассказал старший преподаватель Департамента политической науки ВШЭ Леонид Исаев.    
   

Наталья Кожина, АиФ.ru: Леонид Маркович, вы буквально вчера прилетели из Йемена, какая там обстановка?

Леонид Исаев: Я улетал из аэропорта Адена в пять часов утра, следом за мной страну покинул её президент Мансур Хади. Когда я уезжал, обстановка была спокойной, население пребывало даже в некоторой эйфории от происходящего, особенно когда стало известно, что Хади бежал. Но затем начались бомбардировки.

— Что из себя представляют хуситы, чем они так не угодили Саудовской Аравии?

— Хуситы — это самое обычное йеменское движение, которое появилось достаточно давно, ещё в 90-х годах прошлого века, потом активизировалось ввиду нескольких войн, которые были в северной провинции Саада с 2004 года по 2010. В 2014 году оно вышло на авансцену йеменской политической жизни. Как это произошло? Дело в том, что это движение на протяжении всей истории существования всегда выступало за то, чтобы Йемен проводил свою независимую политику. Они считали и считают, что страна не должна быть сателлитом США и «плясать» под саудовскую дудку. Естественно, подобные идеи не нравились саудовцам. Но антиамериканская и антисаудовская риторика «Ансар Аллах» (они же хуситы) вызывала поддержку со стороны населения. Движение начало крепнуть в 2011 году, когда с поста президента ушёл Салех. Сейчас оно частично контролирует некоторые подразделения йеменской армии.

— Население привлекает только идея свободного от США и Саудовской Аравии Йемена?

— Не только. Они предприняли много важных ходов, благодаря которым заручились поддержкой большинства. В первую очередь начали проводить борьбу с коррупцией. Скажем, в последние годы зарплаты в вооружённых силах фактически выплачивались «мёртвым душам». Они начали давать деньги военнослужащим прямо в руки. В итоге выяснилось, что до этого зарплаты давались несуществующим людям и шли фактически в карманы руководства. «Ансар Аллах» начало борьбу с терроризмом. Это движение сегодня реально противостоит «Аль-Каиде» (организация, деятельность которой запрещена на территории РФ) на Аравийском полуострове, которая недавно перешла под знамёна «Исламского государства» (также запрещённого на территории РФ).

   
   

Посмотрите, как они быстро сумели заручиться поддержкой практически всех северных территорий Йемена. Они молниеносно продвигались на Юг, когда брали Аден. Фактически за один день они прошли от Таиза до Адена. Им даже никто не оказывал сопротивления, в том числе и ключевая военная база Аль-Анада. Не было никаких серьёзных столкновений и потерь. Всё это говорит о том, что население их поддерживает. Их также поддерживают многие племена и военные. А всё потому, что они выступают со стороны свободного независимого Йемена не только де-юре, но и де-факто, демонстрируя свои намерения на практике.

— Реакция со стороны Саудовской Аравии была ожидаемой?

— Конечно. Экс-президент Хади, который фактически является марионеткой Саудовской Аравии, в последнее время декларировал абсолютно противоестественные для своей страны лозунги. Северный Йемен никто никогда не захватывал, ни турки, ни англичане, ни французы. Это была свободная территория. Конечно, йеменцы всегда гордились этим. Военное вмешательство извне — противоестественно, ни один йеменец, ни одна политическая сила в стране никогда бы не выступили с таких позиций. А экс-президент выступил. Вспомните его предложение перенести всеобщий национальный диалог в Эр-Рияд или Доху из Йемена. Это же безумие! Это противоестественные инициативы для любого йеменца. Они явно идут вразрез с желаниями народа. Хади открыто выражал политику Саудовской Аравии. Как только он обратился за военной помощью и получил согласие Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, это тут же настроило против него абсолютно всё население Йемена. Вокруг хуситов объединяются даже те политические силы, которые с ними до этого были не согласны. Сейчас мы видим тотальную консолидацию йеменского населения на фоне авиа-бомбардировок. Сегодня утром все политические силы как один осудили действия саудовцев, выступили единым фронтом против них. Хади неоднократно просил о военном вмешательстве в Совете безопасности ООН, в Лиге арабских государств. Думаю, что в «Ансар Аллах» знали о готовящихся вмешательствах. Не случайно в трёх основных местах были сконцентрированы военные силы северян: провинция Мариб, где идут столкновения с ИГ, на юге, когда они продвигались в Аден, и на севере. А Саудовская Аравия ещё на прошлой неделе эвакуировала с приграничных территорий своё население. Это символизировало её готовность к вторжению.

— Учитывая единение, о котором вы сказали, в Йемене сейчас нет почвы, чтобы началась гражданская война?

— Нет, йеменское население после бомбардировок вышло на улицы городов и требует вторжения на территорию Саудовской Аравии, требует дать отпор агрессору. Все политические силы объединились. Единственная сила, которая сегодня противостоит, скажем так, объединённой йеменской армии — это «Исламское государство». Если йеменцы будут давать отпор саудовцам — это будет не только отпор «Ансар Аллах» и лояльных ему военных структур. Нет, это будет отпор всего народа Йемена и его вооружённых сил.

Саудовцы не умеют воевать. С кем они воевали на протяжении своей новейшей истории? Ни с кем. Они не приспособлены к этому, у них красивая форма, вышитая золотыми нитками, вот и всё. А йеменцы — настоящие воины, это люди, у которых война в крови.

— Как вы думаете, какие ответные меры будут со стороны Йемена?

— Насколько я знаю, сегодня было выступление аль-Бахити, пресс-секретаря Абд аль-Малика аль-Хуси, лидера «Ансар Аллах». Он заявил, что Йемен готов дать решительный отпор, армия готова вторгнуться на территорию Саудовской Аравии и покончить с династией Аль-Саудов. В настоящий момент важно понять: бомбардировки — это краткосрочная акция с целью надавить, запугать различные политические силы Йемена, или это всерьёз и надолго. Последний вариант обещает нам Саудовско-йеменскую войну. Полагаю, что в ней превосходство будет далеко не на стороне Саудовской Аравии. Я исключаю возможность того, что саудовцы быстро возьмут под контроль ситуацию в Йемене и продвинутся вглубь страны — этого не будет. Я скорее поверю в то, что йеменцы продвинутся вглубь Саудовской Аравии. Саудовцы не умеют воевать, с кем они воевали на протяжении своей последней истории? Ни с кем. Они не приспособлены к этому, у них красивая форма, вышитая золотыми нитками, вот и всё. А йеменцы — настоящие воины, это люди, у которых война в крови.

Далеко не вся Саудовская Аравия поддерживает политику военного вмешательства. Восточная, шиитская провинция не поддерживает точно, она тоже может взбунтоваться. Как только тамошние жители почувствуют, что йеменцы будут прижимать с юга Саудовскую Аравию, они устроят «сюрприз» на востоке.

— Но у Саудовской Аравии есть союзники, они ей не помогут?

— Кто? Например, Кувейт. Государство размером от Кремля до Белорусского вокзала по Тверской. Катар — тоже самое. Бахрейн вообще сидит на саудовских танках сейчас. Оман занял нейтральную позицию, потому что всё это происходит на его границах, ему это не нравится. Кто им ещё поможет, Иордания? Да как только она перебросит туда часть своего контингента, её тут же прикончит «Исламское государство». Египет тоже ничего не сможет сделать. Грош цена их союзникам, их союзники проигрывали Израилю, когда израильская армия была в разы меньше армии Сирии, Египта, Иордании вместе взятых. А движение «Хезболла», между прочим, было единственным движением, которое сумело победить Израиль и отвоевать часть Южного Ливана. Да, оно уступало Израилю по численности, но было хорошо организовано, с чёткой идеологией, целью. Так вот, оно по своей структуре очень напоминает движение «Ансар Аллах». У него тоже есть чёткая позиция, поддержка населения, они создали альянс со всеми ведущими политическими силами страны. А ещё им и терять нечего, а саудовцам есть что терять. И далеко не вся Саудовская Аравия поддерживает политику военного вмешательства. Восточная, шиитская провинция не поддерживает точно, она тоже может взбунтоваться. Как только она почувствует, что йеменцы будут прижимать с юга Саудовскую Аравию, она устроит «сюрприз» на востоке.

— Какое дальнейшее развитие событий в регионе выгодно крупнейшим державам — США и России?

— США выгодно всё дестабилизировать, это их стратегия, они ведут себя соответствующе. Всё это далеко от их границ. У них в принципе не существует союзников, есть только временные партнёры. Им важно, чтобы все вокруг были слабыми, а для этого надо постоянно поддерживать конфликты. Америка их и создаёт: от Афганистана до Ливии, от Сирии до Йемена. Им нужно, чтобы и Саудовская Аравия ослабла, и другие страны региона. Для них выгоден этот «полубардак», который существует. Он не даёт возможности подняться ни одному из потенциальных конкурентов.

России важно не допустить дестабилизации в Йемене. «Ансар Аллах» — движение, которое может покончить с «Исламским государством» в стране. Это очень важно, потому что ИГ распространяется очень быстро: есть уже «Боко харам» в Нигерии, филиал в Ливии, молчу про Ближний Восток. Конечно, важно с этим покончить, потому что щупальце Исламского государства может дойти и до России. Наша задача не допустить крупномасштабного конфликта в Йемене.