Позиция украинского президента Петра Порошенко относительно федерализации страны давно всем известна. «Федерализации не будет!» — заявлял он с полной уверенностью накануне встречи «нормандской четвёрки» в Минске. «Украина была, есть и будет унитарным государством», — подтвердил он свою позицию уже после подписания мирного соглашения.
Несмотря на это, один из пунктов принятого в результате многочасовых переговоров документа подразумевает «проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учётом особенностей отдельных регионов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих регионов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года». Полный текст соглашения опубликован на официальном сайте Кремля.
В примечании, соответственно, предусмотрены такие условия, как освобождение от наказания и преследования лиц, причастных к событиям на Донбассе; право на языковое самоопределение; поддержка государства в области социально-экономического развития этих регионов; содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации и др.
Полный контроль над государственной границей со стороны Украины может быть восстановлен только при выполнении условий о проведении местных выборов на Донбассе и окончании конституционной реформы, то есть проведении той самой федерализации, которой, по словам Порошенко, не будет.
Что же скрывается за такой риторикой украинского президента, который уже в день подписания мирного плана готов отказаться от его выполнения?
В первую очередь, настаивать на невозможности федерализации Украины Порошенко заставляет подотчётность перед Радой, считает заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Татьяна Москалькова.
«Два момента, которые, на мой взгляд, существенным образом привели Порошенко к необходимости встать на такую позицию и не соглашаться с федерализацией и статусом автономии Донбасса. Первое — это подотчётность перед Радой, сформированной при его участии и состоящей главным образом из националистически настроенных элементов, которые к этому вопросу относятся вполне категорично. Поэтому перед выездом на минские встречи Порошенко собирает заседание кабинета министров и обозначает свою позицию о том, что о федерализации не может быть и речи. Это позиция его команды, той Рады, которая сегодня создана, и это его убеждение в том, что он справится с государством. Поэтому он обозначает этот вопрос чётко: для объяснения перед соратниками и для определения концепции своего правления дальше», — сказала Москалькова АиФ.ru.
Кроме того, по её мнению, Порошенко объединяет два положения — о федерализации и о предоставлении автономии Донбассу. «Я думаю, что второе обстоятельство его не устраивает, поэтому он всячески препятствует реалиям сегодняшнего дня. Но федерализация и установление автономии для этих республик — это один из главных выходов на мирное решение проблемы. Поэтому цепляться за старые стереотипы и те обстоятельства, которые привели к конфликту, абсолютно не конструктивно», — уверена парламентарий.
Украинский политолог и публицист Юрий Городненко считает, что на подобные заявления Порошенко толкает его нынешнее неустойчивое политическое положение. Президент находится между молотом и наковальней, уверен эксперт.
«С одной стороны — Донецкая и Луганская народные республики, и если они победят, ничего хорошего для него это не предвещает. С другой стороны — его власть достаточно призрачна. Верховодят на Украине олигархи, которые целые области превратили в свои вотчины. И те, и другие одинаково ненавидят Порошенко, по возможности они с удовольствием его свергли бы и с удовольствием растерзали, припомнив ему всё — начиная с рукопожатий с Владимиром Путиным и заканчивая фабрикой в Липецке (российское подразделение компании Roshen, принадлежащей Порошенко, — прим. ред.). Поэтому он должен маскировать свои истинные мысли, свои истинные намерения и использовать более нейтральные формулировки, которые не будут резать ухо, как слово "федерализация"», — сказал эксперт.
Юрий Городненко уверен, что главная цель Порошенко — формально оставить Украину унитарным государством. «Но как Порошенко заставит ДНР и ЛНР вернуться в состав унитарного государства без военной победы?» — задаётся вопросом политолог. «То есть это можно назвать одним термином — словесная эквилибристика. Он играет словами, как фокусник, пытается одним говорить одно, другим — другое», — добавил Городненко.
По словам политолога, прежде чем приступать к каким-либо реформам, Порошенко должен убрать военизированные формирования радикалов и олигархов, что, собственно, и прописано в минских соглашениях. «Если он решит эту задачу, тогда он сможет приступить к конституционной реформе, превращению Украины в федеративное государство. Если прописано, что такая конституционная реформа должна быть проведена, то Порошенко уже в ближайшее время должен решить вопрос с радикалами и к лету разобраться с олигархами. Если он этого не сделает, его ждёт судьба Каддафи, а Украина просто напросто распадётся», — предостерёг эксперт.