Тихоокеанский треугольник. Лидеры США, КНР и Японии готовятся к встрече

Во вторник, 10 февраля, начинается официальный визит в Китай первого заместителя Госсекретаря США Энтони Блинкена. Кроме того, Пекин и США начали переговоры по подготовке официального визита лидера КНР Си Цзиньпина в США. Официальная дата аудиенции пока не известна, но предположить, о чём пойдёт речь во время переговоров на высшем уровне, можно. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ также приглашён для государственного визита в Вашингтон. Совпадут ли по времени эти две встречи, пока не ясно, но нужно понимать, насколько переплетены интересы этих трёх государств.

   
   

Одним из основных вопросов, которые будут рассмотрены в ходе переговоров в Вашингтоне, станет ситуация в Тихоокеанском регионе. Особенный интерес эта тема представляет в свете сложившейся сегодня здесь геополитической обстановки.

Во-первых, на Окинаве по сей день дислоцируется крупнейшая американская военная база, насчитывающая до 50 тыс. военнослужащих. Во-вторых, в 2015 году Япония значительно увеличила свой военный бюджет и пересмотрела отношение к 9-й статье Конституции, со времён окончания Второй мировой войны запрещавшей Стране восходящего солнца иметь свою армию. У Китая, как одного из главных оппонентов Японии, этот факт не может не вызвать некие опасения. В-третьих, у Японии до сих пор остаются неразрешённые территориальные споры с КНР (архипелаг Синкаку) и Россией (южная гряда Курильских островов).

Ну и в заключение: осенью 2014 года КНР практически открытым текстом обвинила США во вмешательстве в свои внутренние дела в связи с событиями в Гонконге. Уже не первое десятилетие Америка проводит в отношении Китая политику сдерживания, что связано со всё нарастающей военной и экономической мощью Поднебесной. США как ярые приверженцы однополярного мироустройства не могут остаться в стороне и просто наблюдать из-за океана, как Китай выходит на ведущие позиции в мировой экономике.

Кроме того, Америка уже не первое десятилетие ведёт активную борьбу с коммунистическими режимами во всём мире. На сегодняшний день КПК (Коммунистическая партия Китая) является самой многочисленной и влиятельной на планете, хотя в своё время Дэн Сяопин и пытался назвать правящий строй «социализмом с человеческим лицом», поставив его на рыночные рельсы. Одним из показательных прецедентов последних лет, помимо событий в Гонконге, характеризующих отношения между двумя странами, можно назвать и уничтожение ракетами НАТО посольства КНР в Белграде в 1999 году. Инцидент вызвал волну антиамериканских выступлений в Китае, в результате чего диппредставительствам США был нанесён ущерб на миллионы долларов. Как мы помним из истории, за борьбу с «красной угрозой» Америка всегда готова была платить не только миллионами долларов, но и сотнями тысяч человеческих жизней.  

С Японией у Китая отношения тоже как-то исторически не заладились. Мало того, что в первой половине ХХ века Япония проводила в отношении Китая исключительно оккупационную политику, так ещё и американское присутствие на японских островах не добавляет спокойствия Поднебесной.

Понятно, что с такой предысторией отношений трёх ведущих мировых экономик и в связи с понятными интересами России в этом регионе к предстоящей встрече будет приковано самое пристальное внимание. Однако тема России и украинского кризиса вряд ли будет занимать первое место на светском рауте, хотя США неоднократно предпринимали попытки влияния на Китай с целью ограничения его связей с Россией, уверен старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. По его словам, определённый результат всё-таки был достигнут: финансовые санкции привели к тому, что некоторые китайские компании ведут свои дела с Россией не настолько активно, как могли бы.

   
   

«Китай свою позицию по России уже обозначил, и нас эта встреча касается лишь отчасти. Сейчас обсуждаемой становится тема того, насколько украинская ситуация повлияет на способность США продолжать политику "возвращения в Азию", которую в своё время объявил Обама. Американцев и так обвиняют в том, что они недостаточно последовательны. А сейчас получится, что их бюджетные ресурсы достаточно ограничены, но при этом им приходится поддерживать гораздо более высокий, чем они рассчитывали, уровень  военной активности в Европе и на Ближнем Востоке. То есть это отчасти укрепляет позиции Китая — у США будет меньше ресурсов для его сдерживания», — сказал Кашин.

И в беде, и в радости. Готов ли Китай помочь России преодолеть кризис
Читать

Между тем недавние события в Гонконге только подтвердили самые худшие опасения Китая относительно проводимой в отношении него внешней политики, что привело к закономерному ослаблению доверия. «При этом объём торгово-экономических связей, объём сотрудничества по каким-то частным международным проблемам настолько большой, что всё равно представители двух стран будут периодически встречаться, произносить громкие речи, будут делаться какие-то сверхоптимистические заявления и т. д. Но корень проблемы устранить очень сложно, потому что он связан именно с тем, какую роль Китай будет играть в Восточной Азии и мире. Это создаёт неустранимые противоречия. Китай не хочет, чтобы в регионе какую-то роль играли нерегиональные державы», — добавил Кашин.

Японии же в этом треугольнике отведена роль ключевого союзника США и единственной страны в Восточной Азии, способной бросить вызов Поднебесной.

«Другое дело, что при всём при этом все заинтересованы в том, чтобы неожиданностей не было, а в отношениях сохранялась стабильность и лодка не раскачивалась, потому что у всех много проблем на других фронтах», — заключил собеседник АиФ.ru.