Карикатуры преткновения. Как примирить ценности свободы с идеалами веры

Верующие на акции протеста против публикации карикатур на пророка Мухаммеда в городе Грозном. © / РИА Новости

На этой неделе вопросов прибавилось, и исходили они уже из России. В столице Чечни, по данным МВД РФ, на улицы вышли более 800 тыс. человек, протестуя против оскорбления ислама на Западе. А накануне в Ингушетии акция в защиту верующих собрала около 20 тыс. человек.

   
   

А здравый смысл?

Защитники «фундаментальных западных ценностей и прав человека» явно перегибают палку. «Карикатуры на пророка Мухаммеда и им подобные материалы не надо было публиковать, - уверен Георгий Мирский, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН. -  Нельзя оскорблять верующих, мусульмане они или нет. Я точно так же отнёсся бы к издевательскому изображению Христа или Будды. «Безбашенные» французские художники хотели доказать всем, что свобода слова священна и ничем не ограничена. Прекрасно, но даже им должно быть понятно, что карикатурами ни за что не переубедить сотни миллионов набожных мусульман, у которых просто иной взгляд на эти вещи. Неужели не ясно, что радикальные исламисты только того и ждут, чтобы самым циничным образом объявить всем мусульманам: «Запад - вечный враг ислама, смерть Западу!»? После карикатур в малоизвест­ной датской газете фанатики в Афганистане и Сомали стали убивать первых попавшихся европейцев. ­Теперь в ходе протестов в Нигере (можно подумать, там «Шарли Эбдо» читают!) были подожжены 7 христианских церквей. Стоит ли того свобода слова - этот вопрос пусть каждый решает для себя. А лично для меня убийцы из Парижа ничуть не лучше злодеев из «Аль-Каиды», «Исламского государства» или тех, кто захватил театральный центр на Дубровке».

С чем боремся?

«Власти северокавказских республик хотят поддержать Пророка, которому что-то или кто-то угрожает, - считает Александр Шумилин, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов ИСКРАН. - Другой вопрос, как отзовутся эти меро­приятия. После марша в Париже, который прошёл под лозунгами против терроризма и за солидарность с французскими мусульманами, общество только больше поляризовалось. Имело ли смысл устраивать акцию в Грозном против тех самых карикатур, которые были использованы как повод для нападения на «Шарли Эбдо»? На Западе это могут запросто расценить в качестве поддержки радикальных мусульманских группировок. Особенно принимая во внимание угрозы Кадырова в адрес всех тех, кто считает публикацию карикатур позволительной... Поймите: именно этого - взбудоражить всё мусульманское сообщество под предлогом оскорбления святынь - террористы и добивались!»

Эксперт считает: если уж лидеры мусульманских республик называют себя непримиримыми борцами с террористами, то, по идее, они должны собирать другие митинги - против «Аль-Каиды» или «Исламского государства», к которому, кстати, в Сирии и Ираке примкнули многие боевики из северокавказ­ского подполья. В конце концов, своими злодеяниями - терактами в европейских столицах, публичными казнями граждан США и Европы - радикалы куда больше вредят исламу, чем даже самые  «отмороженные» карикатуристы. Большинство простых мусульман и знать бы не знало о скабрёзных рисунках французского журнала, если бы на них не обратили внимание всего мира. Чего добились убийцы журналистов? Того, что после теракта «Шарли Эбдо» вышел колоссальным тиражом - 7 млн экземпляров вместо 60 тысяч?