Путь «милитари». О чём говорит военное развитие Японии

Рассматривая вопрос возрождения японского милитаризма, следует начать с истории взаимоотношений этой страны со своими ближайшими соседями. История дружбы и вражды между Японией и Китаем носит многовековой характер. Из Китая на острова пришли буддизм и множество культурных традиций. Но в XVII веке Япония разочаровалась в навязываемых ей извне ценностях и «закрылась» на два столетия от всего окружающего мира, в том числе и от Китая. Однако бурно развивавшаяся тогда Америка вела оживлённую торговлю с Китаем и крайне нуждалась в японских портах. В итоге в 1853 году американский командор Перри с помощью дипломатии и артиллерии «убедил» Японию отказаться от политики самоизоляции. Собственно, с этого времени и начинается дошедший до наших дней период истории переплетающихся и запутанных взаимоотношений четырёх тихоокеанских государств – Японии, США, Китая и России.

   
   

После подписания мирного договора 1945 года между США и Японией американские войска серьёзно обосновались на Окинаве, разместив там свои базы. Позже это помогло Америке при ведении войн в Корее и во Вьетнаме. Своё военное присутствие в регионе Штаты оправдывают постоянной потенциальной угрозой со стороны Китая и Северной Кореи. При этом все затраты на содержание американских баз на островах ложатся на плечи японского бюджета. Главной возможной причиной конфликта между Китаем и Японией на сегодняшний день может стать неразрешённый территориальный спор между странами за право обладания необитаемыми скалистыми островами архипелага Сенкаку в Восточно-Китайском море, которые на сегодняшний день находятся под юрисдикцией Японии (опять-таки стараниями США). С Россией Япония до сих пор не может поделить Курилы.

Представители Вашингтона уже заявляли о том, что любая попытка развязывания Китаем конфликта с Японией будет расценена в Пентагоне как угроза своей национальной безопасности со всеми вытекающими. Пока Япония и США вполне мирно сосуществуют: Япония даёт штатам в долг огромные деньги — настолько огромные, что отзывом своих вложений Япония легко может обрушить всю американскую экономику. США размещает на территории Японии свои войска. Вот и получается, что «враг моего друга», то есть Китай, — «мой враг».

В 2012 году на высшем международном уровне заговорили о необходимости создания совета Китай – НАТО для урегулирования возможных разногласий между этими двумя странами. Но позже (в июне 2014 года) эксперты не исключали возможности создания другого военного альянса с участием КНР — аналога НАТО, но уже при тесном сотрудничестве с Россией. Отчасти в этом и заключается тот самый «разворот на Восток», который стал одним из главных российских внешнеполитических трендов по итогам 2014 года.

На фоне этого за последние несколько лет Китай преумножил свой военный бюджет, ожидается, что в 2015 году он превысит 200 млрд долларов. В среду стало известно о том, что Япония заложила на военные нужды рекордную для этой страны сумму — свыше 40 млрд долл. Министр обороны Японии Ген Накатани заявил на прошлой неделе, что «ситуация вокруг Японии меняется. Уровень военных расходов отражает необходимость защищать Японию в небе, на море и на земле, охранять жизнь и имущество граждан».

Но особого внимания в данной ситуации заслуживает один весьма интересный момент, документально закрепляющий мирное сосуществование Японии с соседями. В мае 1947 году союзные войска запретили Японии участвовать в международных военных конфликтах и иметь собственную армию, что, естественно, поставило страну в полную зависимость от США и их вооружённых сил. Хотя поправки в эту 9-ю статью Конституции с тех пор так и не вносились, начиная с 1954 года армия Японии как члена ООН была восстановлена в скромных пределах «войск самообороны», то есть не совсем полноценные вооружённые силы. Вести же военные операции собственными силами за пределами страны Токио запрещено и по сей день. Таким образом, в 9-й статье речь идёт о том, что «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров». Именно так, и никак иначе.

Понятно, что такое положение дел не может устраивать Японию не только по причине невозможности решения своих внешнеполитических проблем, но и из-за элементарного самолюбия. Страна с третьей экономикой в мире не имеет возможности постоять за себя и вынуждена лишь наблюдать, как наращивает свою военную мощь соседний Китай. Летом 2014 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ в очередной раз поднял вопрос о внесении изменений в Конституцию.

   
   

Японцы — люди умные, они придумали не только качественную электронную технику и отличные автомобили. Они научились де-факто переписывать законы, но де-юре не менять их — у Абэ это называется «переосмыслением», а фактически является изменением трактовки текста закона. Так, благодаря «переосмыслению» японского премьер-министра, Япония и получила возможность оказывать военную поддержку дружественным странам в случае, если они подверглись нападению врага и попросили о помощи. В итоге в июле 2014 года японское правительство приняло соответствующую резолюцию.

Возвращение к милитаризму, которое проповедует Абэ, не всем по душе не только в соседних азиатских странах, но и в самой Японии. С 2004 года в стране действует так называемое объединение «Статья 9», которое выступает за недопущение пересмотра соответствующего пункта конституции. Кроме того, многие помнят и о националистическом прошлом Абэ и его деда, который после Второй мировой войны был признан военным преступником, но в 1957 году избрался на пост премьер-министра. Так же, как его внук спустя 60 лет, он был приверженцем националистических взглядов и мечтал о создании мощной военной державы.

Есть поговорка: если в начале фильма на стене висит ружье, то в конце оно обязательно выстрелит. Если сегодня Япония вступила на путь наращивания военной мощи, то рано ли поздно эта сила будет направлена против вполне конкретных стран.