Игорь Додон: Молдова Европе не нужна, нужен кусок земли для НАТО

Игорь Додон. © / РИА Новости

В предстоящие выходные в Молдавии пройдут парламентские выборы, от которых будет зависеть дальнейший путь страны — ждёт молдован в перспективе присоединение к Евросоюзу или, возможно, вхождение в состав Таможенного союза.

   
   

О политической борьбе, молдавском Майдане и последствиях вступления в ЕС в интервью АиФ.ru рассказал бывший министр экономики и торговли Молдавии, а ныне лидер социалистической партии Игорь Додон. Пост министра он занимал во времена президентства Владимира Воронина — лидера молдавских коммунистов и оппонента по предвыборной гонке. Сам Игорь Николаевич коммунистическую партию покинул в 2011 году вместе с бывшим премьер-министром Зинаидой Гречаной, с которой позже и создал группу социалистов в парламенте.

Екатерина Ларинина, АиФ.ru: Давайте поговорим о предстоящих выборах, о раскладе сил, о возможных коалициях.

Игорь Додон: На данном этапе, скорее всего, в парламент проходят 6 партий. Это 3 партии, которые были у власти до сих пор: Либеральная партия Михая Гимпу, Либерально-демократическая партия Влада Филата, Демократическая партия Лупу – Плахотнюка. А также три оппозиционных: партия коммунистов Владимира Воронина, социалисты Додона и, возможно, «Патрия» Ренато Усатого. Риторика коммунистов и их устав в последнее время четко определяют, что они за европейскую интеграцию. При этом большинство граждан республики Молдова — более 50 % (а по нашим внутренним замерам — ближе к 60 %) — настроены голосовать за партии, которые приведут страну в Таможенный союз. После выборов, которые состоятся уже через несколько дней, в Молдове, скорее всего, нынешняя власть, если ничего не произойдёт на финишном этапе, потеряет возможность создать парламентское большинство. Мы, социалисты, готовы вступить в коалицию только с коммунистами и «Патрией» Усатого. Мы категорически не будем создавать никаких альянсов с партиями власти, которые за европейскую интеграцию.

Игорь Додон Фото: РИА Новости

После выборов возможны три сценария. Первый сценарий — создание левоцентристской коалиции в лице коммунистов, социалистов и «Патрии». Мы будем добиваться именно этого сценария. Второй сценарий — создание альянса между нынешней властью и коммунистами. Такой вариант сейчас очень чётко просматривается в выступлениях и риторике европейцев и американцев, которые говорят о том, что было бы правильным взять коммунистов во власть, потому что они за Европу и когда-то начинали европейскую интеграцию. Третий сценарий — это досрочные парламентские выборы, которые уже могут состояться в следующем году. По нашему мнению, самая большая вероятность с учётом непонятной позиции коммунистов — это досрочные парламентские выборы в следующем году.

— Либеральная партия отличается довольно жёсткой антироссийской риторикой. Какие шансы у подобных партий, какие вообще настроения в Молдавии?

 — На разных этапах у нас всегда были партии так называемых юнионистов, прорумынски настроенных, которые хотят, чтобы Молдова объединилась с Румынией. Такие партии существуют ещё с 90-х годов. Они обычно имеют поддержку примерно 10 % населения республики. Нынешние либералы-юнионисты впервые за несколько лет получат меньше голосов на этих выборах. Это несмотря на то, что ведётся очень серьёзная проевропейская, проюнионистская и пронатовская агитация в республике.

   
   

Какими Вы видите отношения с Румынией, которая уже вошла в Евросоюз и имеет свои интересы в Молдове?

— Это соседняя страна, и не более того. Мы категорически против всякого рода юнионистских лозунгов, которые мы довольно часто слышим из уст политиков. К сожалению, все румынские президенты последних 20 лет призывали к объединению Молдовы с Румынией и говорили, что это румынская земля. Мы категорически против таких вещей. Надеюсь, мы будем строить наши отношения на двухсторонней, соседской, доброжелательной основе.

Ваша личная позиция по ассоциации с ЕС и дальнейшему вступлению Молдовы в НАТО?

— Моя личная позиция и позиция партии социалистов в том, что европейская интеграция приведёт к потере государственности республики Молдова, потому что движение в Европу, скорее всего, будет без Приднестровья, без Гагаузии и без некоторых северных районов, которые выступают категорически против. Это означает, что останутся несколько районов в центре республики, которые на определённом этапе просто будут объединены с Румынией. Тогда Молдовы не станет. С другой стороны, европейская интеграция — это серьёзные экономические и социальные риски. Движение же в сторону Таможенного союза — это возможность укрепления страны, это возможность достижения договорённостей с Приднестровьем, это возможность укрепления экономики и государственности нашей страны. Мы выступаем категорически против европейской интеграции, тем более против НАТО.

Давайте поговорим о ситуации, которая на сегодняшний день приобрела глобальные масштабы. Речь идёт об Украине, роли в этом США, Европы и России. Как Вам представляется эта картина?

— Я лично считаю, что на Украине произошёл государственный переворот с помощью западных стран. Я думаю, что в этом активно участвовали и американцы, и европейцы. Это вмешательство во внутренние дела Украины. Без этого государственного переворота та власть, которая сейчас находится в Киеве, конечно, не имела никаких шансов. Безусловно, по нашему мнению, это было сделано для того, чтобы развязать войну на границах с Российской Федерацией. То есть эти действия были направлены против России. Я всегда говорил, что Молдова как страна и как территория в Европе никому не нужна. Европе она нужна в качестве ещё одного куска земли, чтобы насолить России, чтобы НАТО могло подойти ближе к российским границам.

США, к сожалению, пока ещё не осознали, что мир изменился, что диктовать свою позицию всем и везде уже невозможно. Европейские же лидеры в последний год больше прислушиваются не к интересам европейских стран, а к интересам Соединённых Штатов. Мы видим, что они присоединялись к санкциям, которые бьют по европейским гражданам, по своим же избирателям. Я думаю, это долго продолжаться не сможет.

— События на Украине не отрезвили молдавских проевропейских политиков?

— Понимаете, те политики, которые были у власти до сих пор и считаются проевропейскими, безусловно, никаких выводов не сделали. Все знают, что они играют роль пешек в геополитической игре в руках Брюсселя и Вашингтона. Их семьи давно уже живут в Европе, их счета уже там. Поэтому они являются подневольными, делают то, что им говорят западные кукловоды, к сожалению. И они не действуют в интересах большинства граждан республики Молдова. В то же время, большинство населения понимает все эти угрозы и понимает, что только рядом с Россией мы сможем решить основные социально-экономические проблемы. Но, с другой стороны, нынешние проевропейские власти пытаются запугать людей. Мы уже видим, как представители либерально-демократической партии, которые находятся у власти, говорят, что если они проиграют, то выведут народ на площадь. То есть у нас может получиться ситуация, что сама власть будет организовывать майданы против оппозиции, которая демократическим большинством может взять большинство в следующем парламенте.

— Появлялись новости даже о том, что президент страны Николай Тимофти угрожает устроить Майдан по киевским лекалам после парламентских выборов…

— Это странная позиция тех, кто говорит о европейских ценностях, демократии, а призывает народ выходить на площади, если правящие круги проиграют в результате демократических выборов. Эта власть делала всё возможное, чтобы 700 тысяч граждан, которые работают в России, не смогли проголосовать: им открыли только 5 избирательных участков, на которых могут проголосовать максимум 15 тысяч человек, около 2 %. В то же время для молдаван, работающих в Европе, открыли 90 избирательных участков. Из 300 тысяч граждан на территории ЕС смогут участвовать в выборах 270 тысяч. То есть имеют место, безусловно, двойные стандарты, попытки фальсификации, попытки навязать истерию, запугать людей. Но большинство граждан Молдовы всё это понимает. Они хотят создания промолдавской левоцентристской коалиции. Единственная загвоздка — это позиция лично Воронина, которого, как вы помните, в 2003 году бесы попутали, когда он не подписал меморандум Козака (план федерализации, предложенный полпредом президента РФ в Молдове Дмитрием Козаком, — прим. ред.). В данном историческом контексте он может сделать то же самое в интересах Европы и США. Но если он так сделает, то тогда, скорее всего, будут досрочные парламентские выборы, потому что ситуация резко ухудшится. Тогда, в случае досрочных парламентских выборов, я думаю, что коммунисты могут исчезнуть с политической карты Молдавии, а их место займут социалисты.

— Около 18 % населения Молдовы — украинцы. И этот процент может стать решающим на предстоящих выборах. Как Вы думаете, за кого они отдадут свои голоса?

— Я знаю очень много украинцев. Я был во многих украинских сёлах и могу сказать с уверенностью, что большинство будут голосовать за партии, ратующие за вступление в Таможенный союз.

Вас обвиняют в большой привязанности к России и в том, что Ваша предвыборная кампания больше напоминает выборы губернатора одного из регионов России. Тот же Воронин Вас в этом обвинял.

— Ну, позиция Воронина понятна — зависть. Он понимает, что его всерьёз никто не воспринимает после тех ошибок, которые он совершал. Он же имел шанс объединить страну. То, что касается лозунгов о том, что Додон и социалисты — это рука Москвы и чуть ли не агентура, я считаю, что Молдова не должна вставать на колени ни перед кем — ни перед Западом, ни перед Востоком. Это независимая страна, суверенная. Но будущее процветающей Молдовы может быть только рядом с сильной Россией, это наша позиция.

Естественно, я не могу не коснуться вопроса Приднестровья. Действующие молдавские власти уже готовы назвать Приднестровье сепаратистами и поступить с ним по образцу того, как Киев поступает с Юго-Востоком Украины. Кроме того, Приднестровье не учитывается в соглашении о европейской интеграции. Как должна решаться эта проблема?

— К сожалению, нынешняя власть повторяет ошибки киевской власти в течение последнего года. Мы считаем, что единственный выход для сохранения государственности Молдовы — это создание федеративной формы государства. Мы разработали концепцию федерализации республики Молдова, в которой должны быть три субъекта: Приднестровье, Гагаузия и Правобережье. Это единственная возможность объединить страну и сохранить государственность. Я думаю, это было бы правильным и выгодным шагом для всех.

— У Вас есть взаимодействие с лидерами Приднестровья?

— Определённые контакты есть.

В заключение: на днях российские депутаты предложили запретить ввоз на территорию РФ французских вин в ответ на отказ Франции отдавать «Мистраль». Молдавия готова закрыть потребности в вине?

— Любые дополнительные возможности на российском рынке, конечно, приветствуются молдавскими виноделами.