Опыт — сын ошибок трудных. Эксперт о провале минских договорённостей

Спикер Верховной Рады Александр Турчинов так и не подписал закон об амнистии для участников боевых действий в Новороссии, предусмотренный минскими договорённостями. Это личная позиция политика, которому нужны были некие «предпосылки», чтобы поставить под документом свою подпись. Насколько заявление спикера украинского парламента имеет важность в свете повсеместного нарушения минских договорённостей и прошедших выборов новой Верховной Рады, АиФ.ru помог разобраться украинский политолог и публицист Юрий Городненко.

   
   

«Скоро приступит к исполнению своих обязанностей новый состав Верховной Рады, и явно Турчинов уже не будет спикером. Поэтому если не он подпишет, то подпишет кто-то другой. Кроме того, Турчинов и Яценюк — это люди, которые ориентируются на США, и их задача максимально организовать как можно больше конфликтных ситуаций — между Украиной, Россией, ДНР и ЛНР. Поэтому то, что он делает, абсолютно не удивительно, это его задача, он её последовательно выполняет», — сказал Городненко. По мнению политолога, принятые Верховной Радой законы уже сами по себе нарушают все минские соглашения, так как были приняты в одностороннем порядке без намёка на какой-либо диалог или обсуждение с заинтересованной стороной.

«Про закон об амнистии я вообще молчу. Это уже не то что непорядочность, это просто хамство со стороны Киева. Поэтому на сегодняшний день минские договорённости, конечно, не действуют», — добавил эксперт.

Здесь стоит обратиться к истории появления самих минских соглашений. Попытки прийти к какому-то общему знаменателю и прекратить войну предпринимались ещё летом 2014 года. В конце июня прошли переговоры в Донецке. Тогда в них приняли участие всё те же Кучма, Зурабов, Виктор Медведчук — лидер партии «Украинский выбор», подозреваемый СНБО Украины в финансировании эксремистских группировок. Новороссию представляли Олег Царёв и Александр Бородай. В результате были достигнуты договорённости о прекращении огня на целых 4 дня. Должного эффекта проведённая встреча, конечно, не возымела.

Действующее сегодня соглашение было подписано 5 сентября 2014 года в Минске и оформлено в виде протокола по итогам трёхсторонней встречи. Ключевым является то, кто именно подписал документ. От имени России протокол был подписан полномочным послом РФ на Украине Михаилом Зурабовым, от имени ОБСЕ — швейцарским дипломатом Хайди Тальявини. А вот подпись от имени Украины принадлежала экс-президенту Леониду Кучме, который на данный момент не является официальным лицом в украинской политике. Он всего лишь возглавляет некий благотворительный фонд имени самого себя, и всё. Но именно он получил мандат и право подписи от имени официального Киева. «Я изначально скептически относился и писал о том, что если представляет украинскую сторону Кучма, то эти договорённости не будут выполняться, потому что человек полностью себя дискредитировал, он не имеет никаких полномочий, не имеет доверия со стороны украинского общества. Как он может что-либо подписывать?», — задаётся вопросом Городненко. То, что представлять Украину доверили именно Кучме, эксперт объясняет тем, что «линейка рукопожатных для Кремля людей» на Украине практически закончилась, а Кучма — один из немногих, кто ещё хоть как-то может вести переговоры с российской стороной.

Основной целью договорённостей было прекращение огня на Юго-Востоке Украины, однако, как ни странно, в этот раз в подписании документа не участвовал ни один представитель собственно Новороссии. 26 августа Путин и Порошенко встретились в Минске, а 3 сентября был подписан документ. Во исполнение достигнутых договорённостей Верховная Рада и приняла трёхлетний закон об «особом статусе» Донбасса, включающий положение о проведении местных выборов, разрешение на выбор языка и другое. В этот же день Рада одобрила и второй закон — об амнистии и непреследовании участников боевых действий на Донбассе. Однако, как стало известно позже, спикер Турчинов его так и не подписал.

Если закрыть глаза на не имеющего отношения к делу Кучму, на то, что для участия в переговорах не были приглашены представители самих ДНР и ЛНР, всё же достигнутые в Минске договорённости давали шаткую, но надежду на урегулирование конфликта и прекращение огня. Однако, как показало время, соглашение существовало только на бумаге.

   
   

Сразу после проведения выборов в ДНР и ЛНР президент Порошенко заявил о намерении отозвать закон об «особом статусе», так как проведённые не по украинским законам выборы якобы противоречат минским соглашениям. При этом Порошенко умолчал о том, что протокол нарушается и украинской армией, которая так и не прекратила обстрел Донецка. «В минских договорённостях было прописано, что прекращаются военные действия. Но где же они прекращаются, если украинская армия последовательно разрушает инфраструктуру Донецка? Там скоро жить будет негде», — говорит Городненко.

Не исключено, что в обозримом будущем последует и третий тур переговоров по Юго-Востоку, остановить войну и выйти из тупика хотят все стороны конфликта. Но для достижения максимального результата необходимо будет серьёзно и со всей ответственностью подойти как к самим переговорам и выбору их участников, так и к исполнению принятых соглашений. «Если будет происходить третий тур переговоров, то он должен пройти уже с нормальным представительством, должен быть не Кучма, который непонятно кого представляет, а всё-таки полномочные представители если не кабинета министров, то президента и Верховной Рады», — считает эксперт. Возможно, с третьей попытки удастся, наконец, прийти к решению, которое устроит всех и позволит остановить конфликт.

«Я думаю, сейчас ситуация меняется, экономика будет диктовать необходимость налаживания отношений с Россией. Вы увидите, как толпы украинских политиков будут бегать по российским каналам, по самым рейтинговым передачам, бить себя в грудь и рассказывать, как они болели за Россию», — уверен Городненко.