Кто ответит за «боинг» или Почему на Западе не спешат с расследованием

Траурная рамка с изображением разбившегося в Донецкой области малайзийского авиалайнера Boeing 777 на рекламном щите на одной из улиц в Донецке. © / Михаил Воскресенский / РИА Новости

По прошествии 3 месяцев со дня гибели малайзийского «боинга» под Донецком по-прежнему един­ственная достоверная информация об этом самолёте - он упал.

   
   

Как идёт расследование трагедии? Об этом рассказывает Фёдор Яковлев, эксперт по безопасности и кризисным ситуациям.

— Немецкий журнал «Der Spiegel», ссылаясь на главу немецкой разведки, сообщил выводы секретного доклада: за гибель «боинга» отвечают сепаратисты, захватившие комплекс «Бук» на украинской базе. Эта утечка, видимо, была попыткой хоть как-то ответить на предыдущую и весьма красноречиво озаглавленную статью в том же журнале - «Крушение рейса MH17: странное молчание следователей». В ней ряд экспертов прямо обвиняли Запад в сокрытии доказательств и информации о трагедии.

Была ли ракета?

Версий, особенно в первые дни, выдвигалось множество, в том числе невероятных. Например, «малайзиец» по расцветке похож на самолёт Президента РФ, который в тот же день мог пролетать где-то неподалёку, - он-то якобы и был целью. Говорили о возможном взрыве на борту, о провокации с украинской стороны и о запустивших ракету не по тому самолёту ополченцах ДНР. Немецкие журналисты фактически повторили эту, самую первую версию, озвученную президентом США Б. Обамой: мол, «боинг» сбили ополченцы. Только теперь утверждается, что они не привезли «Бук» из России, а захватили местный, украинский.

Тем временем по-прежнему нет ни одного доказательства, что малайзийский «боинг» был сбит именно ракетой класса земля - воздух. Время и место запуска такой ракеты никем и ничем не зафиксированы. Ни очевидцами трагедии, ни американским спутником, предназначенным для обнаружения и отслеживания пусков ракет различной дальности, который 17 июля «совершенно случайно» в это время пролетал над юго-восточными районами Украины. Ни российскими спутниками системы предупреждения о ракетном нападении. Хотя они в режиме реального времени могут отследить маршрут любого летательного аппарата или ракеты на большей части Северного полушария планеты, не говоря уже об Украине. Зато очевидцы и данные российских систем слежения говорят о другом. В момент падения «боинга» в небе в этом районе находился военный самолёт! Интересно, что эксперты международной комиссии по расследованию катастрофы делают вид, что данных о ещё одном самолёте в небе по соседству с «боингом» просто нет.

Тянут время

Факты
На «Боинге 777», летевшем из Амстердама в Куала-Лумпур, было 283 пассажира и 15 членов экипажа. Обломки самолёта обнаружены в 70 км от Донецка, в 50 км от границы с Россией.
Почти сразу после катастрофы на месте падения были найдены и переданы малайзийцам «чёрные ящики» лайнера. Их передали голландцам, которые отметили: вскрывать и редактировать данные никто не пытался. Затем записи отправились на экспертизу в Великобританию. Расшифровка давно проведена, однако полностью данные не публикуются. Почему-то так же обстоят дела и с записями переговоров украинских авиадиспетчеров с пилотами лайнера, которые могли бы помочь ответить хотя бы на такой вопрос: как борт оказался над районом боевых действий? В ходе недавней экстренной встречи Совбеза ООН на прямой вопрос постоянного представителя РФ при ООН В. Чуркина о судьбе этих записей украинский представитель А. Павличенко отделался обтекаемым ответом, что его «правительство сотрудничает с нашими международными и иностранными партнёрами».

Кстати
На днях некий российский пранкер (телефонный шутник) под видом народного губернатора ДНР Павла Губарева дозвонился до олигарха и губернатора Днепропетровской обл. Игоря Коломойского. По поводу «боинга» у них состоялся такой своеобразный диалог.
«Губарев»: А с «боингом» что?
Коломойский: С «боингом», по-моему, и так всё понятно - случайно так получилось, никто не хотел его завалить.
«Г.»: Ну я уверен, что это ваших рук дело.
К.: Да перестань, что ты! Шмальнули там случайно по одному, а попали по другому. Это как раз нормально. Ничего страшного. «Боинг» жалко, людей, конечно, жалко, но это всё ерунда...
Впрочем, даже самая полная расшифровка «чёрных ящиков» может дать лишь косвенные доказательства, но не ясную картину произошедшего. Важнее другое. До сих пор эксперты международной комиссии по расследованию катастрофы даже не пытаются попасть на место крушения «боинга». Хотя в районе его падения боевые действия уже не ведутся. Для восстановления полной картины трагедии необходимы сбор и так называемая наземная выкладка фрагментов самолёта. Скоро под Донецком выпадет снег. Надежд на исследование места катастрофы, обломков, выяснение, чем же (а значит, и кем) был сбит самолёт, всё меньше. С ними исчезают и надежды на объективное расследование трагедии. Последняя призрачная надежда - на родственников нескольких германских граждан, погибших при крушении. Они готовят иск к Украине в Европей­ский суд по правам человека: по нормам международного воздушного права именно украинское правительство гарантировало безопасность своего воздушного пространства, открывая его для международных перелётов. За каждую из жертв истцы намерены потребовать около миллиона евро. В этом случае Украине придётся либо безоговорочно платить серьёзную сумму, либо доказывать свою непричастность.    
   

Может, тогда и всплывут некоторые «исчезнувшие» документы, которые позволят понять, почему от нас до сих пор скрывают факты о погибшем «боинге».