ЦИК Украины уже огласил данные явки на выборах, она составила 52,42 %. По мнению целого ряда экспертов, такой явки не могло быть физически при честном проведении выборов. Но это совсем другая история.
Хотя окончательные результаты голосования будут оглашены не раньше среды, некоторые интересные тенденции этих выборов всё-таки уже можно увидеть. Уже утром позиции блока Петра Порошенко стали казаться не такими уверенными, какими их показывали опубликованные накануне вечером данные экзит-поллов. По мере увеличения проверенных бюллетеней становится ясно, что президентскому блоку приходится буквально отвоёвывать десятые, а иногда и сотые доли процента у «Народного фронта». Уже после обработки 30 % протоколов ЦИК предоставил данные, согласно которым разрыв между этими двумя лидерами гонки составляет десятые доли в пользу блока Турчинова-Яценюка. Про причины такого успеха этой достаточно молодой партии АиФ.ru уже писал ранее. Здесь сыграло свою роль как «перетягивание» электората партии «Батькивщина», так и административный ресурс, использование которого не вызывает сомнений у экспертов.
Представительство Востока придаст Раде легитимность
Подсчёт 20 % бюллетеней показывал, что сразу в четырёх областях Украины — Донецкой, Луганской, Харьковской и Днепропетровский — уверенное первое место занимает «Оппозиционный блок», партия-преемница находящейся в политической опале «Партии Регионов». В пользу того, что такие результаты действительно могли быть возможны, говорят и данные некоторых социологических исследований, которые проводились до выборов, хотя большинству политологов они казались надуманными.
В том, что такие показатели «Оппозиционного блока» в восточных регионах вполне возможны, уверен заместитель директора «Центра политических технологий» политолог Алексей Макаркин. По его словам, эта партия является наиболее аутентичным правопреемником «Партии Регионов», а последняя как раз на востоке Украины всегда показывала лучший результат на всех предшествующих выборах. Кроме того, представители «Оппозиционного блока» в этих регионах ведут активную благотворительную деятельность, помогают беженцам и местным жителям. Вместе с тем, результат «Оппозиционного блока» гораздо более низкий, чем когда-то могла показать «Партия Регионов».
«Представительство Востока придаёт парламенту легитимности. Если бы Восток не был представлен, то тогда к этой Раде было бы существенно больше вопросов. Хотя и не все это понимают, но для Рады это плюс», — сказал Макаркин в интервью АиФ.ru.
Ляшко в роли украинского Жириновского
Личность лидера «Радикальной партии» Олега Ляшко выглядит достаточно эксцентричной на фоне других представителей предвыборной гонки. Несмотря на свои три судимости (в том числе за хищение государственного имущества), он уже был народным депутатом и занимал почётное третье место на президентских выборах в 2012 году. Пару десятилетий назад, в начале 90-х, когда господин Ляшко был ещё молодым и энергичным журналистом, была сделана видеозапись, на которой сегодняшний политик повествует о своей гомосексуальной связи с высокопоставленным чиновником в обмен на помощь в карьерном росте. Запись стала доступна широкой публике гораздо позже, когда Ляшко уже ступил в большую политику. Конечно, опровержения последовали незамедлительно, но скандал остановить было уже невозможно. Кроме того, есть информация, что к хождению видео в народ имел непосредственное отношение господин Турчинов. Скандалы вокруг радикала Ляшко на этом не закончились. Весной этого года в Крыму была начата проверка публикаций в СМИ, согласно которым депутат Рады Олег Ляшко пытался вывезти в Турцию двух подростков 12 и 14 лет.
По мнению многих экспертов, радикал Олег Ляшко в президентскую коалицию не попадёт, да и вряд ли его туда кто-то позовёт. «Представляя себе эту фигуру, можно предположить, что он может делать там совершенно головокружительные кульбиты, но они очень слабо соответствуют его возможной роли в правительственной коалиции», — сказал Макаркин, добавив, что Ляшко — это «такой аналог нашего Жириновского». «Человек достаточно активный, эгоцентричный, такой постоянно всюду влезающий, склонный к саморекламе», — пояснил политолог.
В аутсайдерах — «Правый сектор» и Дарт Вейдер
Аутсайдером гонки стали с разной степенью предсказуемости «Правый сектор», коммунисты, Дарт Вейдер с его Интернет-партией и ещё десяток никому не известных политических образований. Однако лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош всё-таки лидирует в своём одномандатном округе в Днепропетровской области — там его результат приближается к 30 %. По мнению Макаркина, за «Правый сектор» просто некому было голосовать, тогда как одномандатнику Ярошу помог губернатор Коломойский. «Украинский избиратель не очень радикальный. Даже "Свобода" — партия с бандеровскими традициями — не преодолевает пятипроцентный барьер. Даже такая партия испытывает большие проблемы. Украинский избиратель не любит слишком радикальных призывов к каким-то авантюрам», — говорит политолог. Частично радикальный электорат пошёл голосовать за «Самопомощь», частично — за партию Ляшко. «Свобода», позиционирующая себя в качестве идеологического преемника ОУН-УПА, также отчасти оттянула голоса у «Правого сектора». А «Правому сектору» просто не хватило избирателя, резюмировал Макаркин.
Этим же объясняется и относительно небольшой процент «Батькивщины» Юлии Тимошенко, которая сама по себе фигура слишком радикальная и эксцентричная. «К тому же подписала договор в 2009 году, за который сейчас Украина отдувается и ещё будет отдуваться», — добавил Макаркин.