В стороне от джихада. Виновата ли Америка в том, что в Ираке сейчас война?

Бойцы отряда Дельта на Ближнем Востоке. © / www.army.mil

Большое распространение в российском обществе получило мнение, что Вашингтон сначала финансировал боевиков-исламистов в Сирии, а теперь воюет с ними в Ираке. Кроме того, новая военная операция США в Ираке расценивается как очередное покушение американцев на его суверенитет. АиФ.ru решил разобраться, какие группировки на самом деле поддерживали Штаты в Сирии и кого собираются бомбить теперь.

   
   

Вашингтон против Асада

Руководство Белого дома, как известно, давно уже говорит о том, что было бы радо падению режима Башара Асада и приходу к власти в Сирии оппозиции. Активная критика политики Асада со стороны западных лидеров началась в период «арабской весны», когда один за другим падали авторитарные режимы на севере Африки. На очереди была Сирия.

«Асад действительно жестокий диктатор и не пользуется популярностью в арабском мире», – говорит эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. В этом смысле Асад, возможно, не уступает египетскому Хосни Мубараку и ливийскому Муаммару Каддафи, свергнутым при поддержке США. Как и в случае с Северной Африкой, вторжение в Сирию США едва ли планировали с гуманитарными целями.

«Просто с Асадом не получалось договориться, — отмечает эксперт Высшей школы экономики Леонид Исаев, — это мешало американцам укрепить свои позиции в Сирии и распространить через неё влияние на весь Ближний Восток». Поэтому Асада нужно сместить. С этой целью Вашингтон активно поддерживает, морально и финансово, выступившую против президента сирийскую оппозицию. Им же год назад США собирались оказать военную поддержку и помочь свергнуть Асада, которого обвиняли в применении химического оружия.

Кто воюет в Сирии

Но что представляет собой сирийская оппозиция? Ведущую роль в сопротивлении режиму Асада играет «Свободная сирийская армия». Эта повстанческая группировка считается умеренной, светской частью сирийской оппозиции. С ней, собственно, и вели переговоры США, когда летом 2013 года собирались вмешаться в сирийский конфликт на стороне оппозиции.

Однако «Свободная сирийская армия» — не единственная группировка, воюющая с режимом Асада. Ещё в 2012 году в Сирии образовалась «Национальная коалиция оппозиции и революционных сил», куда, кроме «Свободной сирийской армии», входит ряд других объединений, в том числе исламистского толка.

Какое-то время они действовали слаженно, но в 2013 году в рядах противников Асада наметился раскол. Группировка «Фронт ан-Нусра», связанная с «Аль-Каидой», заявила о намерении установить в Сирии шариат и сделать её частью исламского халифата. Между тем, руководство «Свободной сирийской армии», по крайней мере на словах, планировало после прихода к власти превратить Сирию в демократическое светское государство. Именно с такой программой представители сирийской оппозиции принимали участие в Женевской конференции зимой 2013–2014 года. Исламисты тогда выразили недовольство, что их интересы не учитываются за круглым столом в Женеве.

   
   

В ответе за тех, кого приручили

Этой зимой, начиная с января, начались первые военные столкновения внутри сирийской оппозиции: сторонников светской Сирии атаковали радикалы-исламисты, которым предложила свою помощь террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), связанная с «Аль-Каидой». ИГИЛ представляет опасность как для режима Асада, так и для светской оппозиции, поэтому с джихадистами «Свободная сирийская армия» и правительственные войска ведут борьбу совместными усилиями, а освободив от них очередной город, начинают воевать между собой.

Военные эксперты не раз отмечали, что правительственные войска довольно успешно теснят радикалов, а вместе с ними и светских противников Асада. У последних без помощи США тоже шансов на победу нет.

Радикалы ИГИЛ, которым США не помогали, в последние месяцы понесли в Сирии серьёзные потери и стали перемещаться в пограничный с Сирией Ирак. Тогда-то и нависла угроза над иракским правительством шиитов, которых привели к власти американцы после свержения Саддама Хусейна. Под вопросом оказалось само существование Ирака как государства: на его территории, по сути, стартовал джихад. Американцы, как это ни кощунственно звучит, поняли, что они в ответе за тех, кого приручили. После некоторых колебаний они оказали военную помощь дружественному иракскому правительству — нанесли воздушные удары по позициям ИГИЛ в Ираке. Обещают сделать то же самое в Сирии. Возможно, в Сирии они этим не ограничатся, но это будет уже другая история.

Войну с ИГИЛ на территории Ирака сегодня нельзя расценивать как военное вмешательство США в дела другого государства, как это было, например, в Ливии в 2010 году или в Ираке в 2003. Сегодня это действительно попытка помочь правительству сохранить целостность страны и остановить продвижение радикалов дальше на восток. Виновата ли Америка в том, что в Ираке сейчас война? Отчасти — да. Исламисты идут воевать туда, где поколебалась политическая стабильность. Политическую стабильность в Ираке действительно поколебали американцы. Теперь им приходится отвечать за последствия.