После гибели в небе над Донецком малайзийского авиалайнера, виновной за которую без суда и следствия уже назначили нашу страну, Запад готовится сильнее затянуть экономическую удавку.
Санкционный накат начался в среду, 16 июля. В это время президент находился в поездке по латиноамериканским странам. На форуме стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) были приняты важные решения, которые сделают финансовую систему наших стран более независимой от политики тех же США (см. материал на с. 2). Во время подхода президента к прессе вопрос об озвученных накануне недружественных шагах США и Евросоюза в отношении России стал первым. Новые санкции? «Да что вы!» - с усталой иронией начал ответ Владимир Путин. Он, естественно, уже знал о прозвучавших в Вашингтоне и Брюсселе заявлениях.
Что замораживают?
«В свете продолжения провокаций со стороны России на Украине я утвердил
новый комплекс санкций, - заявил накануне
президент США Барак Обама. - Мы распространяем санкции на отдельные отрасли экономики России. Мы замораживаем активы нескольких российских оборонных компаний. И мы блокируем предоставление нового финансирования ряду важнейших банков и энергетических компаний России». Под раздачу попали предприятия ВПК («Алмаз-Антей», «Калашников», «Ижмаш», «Уралвагонзавод» и др.), Внешэкономбанк, Газпромбанк, энергетические компании «Новатэк» и «Роснефть». За счёт политиков и чиновников (зампред Госдумы С. Неверов, помощник президента И. Щёголев, министр по делам Крыма О. Савельев и др.) оказался расширен и персональный «чёрный список».
Россию полоскали и на саммите Евросоюза. «Мы будем говорить о новых санкциях, потому что мы думаем, что российский вклад в обеспечение мира на Украине ещё недостаточен», - заявила
канцлер Германии Ангела Меркель. Другими словами, от России требовали, по большому счёту, выступить на стороне Киева и воткнуть юго-востоку Украины нож в спину.
Впрочем, несмотря на заверения Б. Обамы, что наказание Москвы полностью скоординировано с Евросоюзом (послов стран ЕС в Вашингтоне накануне вызывали на конфиденциальную встречу в Белый дом и, очевидно, требовали нанести по России максимально болезненный удар), стало понятно: в Европе немало противников антироссийских мер. Среди них называли Словению, Францию, Австрию, Кипр, Италию, Грецию, Болгарию, Люксембург. В результате ЕС ограничился полумерами: решил лишь препятствовать инвестициям в Крым, прекратить финансирование проектов в российском госсекторе и до конца июля несколько расширить «чёрный список» организаций и лиц, имеющих отношение к событиям на Украине. Важно, что о замораживании сотрудничества с компаниями, которые вообще не имеет отношения к событиям вокруг Украины, и о наказании целых секторов экономики речь не шла.
«США ведут достаточно агрессивную внешнюю политику и, на мой взгляд, весьма непрофессиональную, потому что, за что ни возьмутся, там везде проблемы, - заявил В. Путин. - Меры, которые предпринимает администрация США в отношении России, противоречат национальным интересам самих Соединённых Штатов». Санкции, по словам президента, имеют эффект бумеранга и загоняют российско-американские отношения в тупик. И в конечном счёте вредят долгосрочным интересам самих американцев. Владимир Путин намекнул, как могут развиваться события дальше: «Например, крупные компании хотят работать в России, но, сталкиваясь с определёнными ограничениями, будут терять в своей конкурентоспособности... И всё ради чего: чтобы, совершив одну ошибку, настаивать на другой?» Никаких планов ограничений для западных компаний, работающих в России, в Москве ещё не озвучили. Правда, на выходных стало известно, что на 12 человек был расширен перечень американцев, которым запрещён въезд в РФ.
Формально это ответ на недавнее расширение в Штатах «списка Магнитского» - в ответный список попали люди, причастные к скандалам с пытками людей в американских тюрьмах Абу-Грейб и Гуантанамо.
«Любые санкции - это зло, -
заявил в свою очередь премьер-министр Дмитрий Медведев, комментируя недружественные шаги США против нашей страны. - Они... ещё никого не поставили на колени... будут только способствовать дальнейшему росту антиамериканских и антиевропейских настроений в нашей стране. Мы можем вернуться в 1980-е годы». Точки над i расставили в российском МИДе: нынешние санкции - это «примитивная попытка отомстить за то, что события на Украине развиваются не по сценарию Вашингтона», «возмутительное и необоснованное стремление возложить на Россию вину за гражданскую войну в соседней стране». Мол, вместо того чтобы образумить украинское руководство, бросившее против жителей Донбасса и Луганщины авиацию, тяжёлую артиллерию и бронетехнику, Белый дом фактически подстрекает к кровопролитию.
Деньги найдутся?
В Министерстве экономического развития России заявили, что вынесут тему санкций на обсуждение на генсовете Всемирной торговой организации. Но, пока суд да дело, попробуем понять: насколько болезненной для России окажется новая порция западных ограничений? Оценки разнятся. Так, например,
политик Владимир Милов обращает внимание на то, что госдолг России невелик, а вот частные компании на свои проекты назанимали огромные суммы (на 1 июля - 650 млрд долл.). «Если ручеёк западных кредитов пересохнет, то, во-первых, нечем будет финансировать развитие российской экономики, а во-вторых, расплачиваться по старым долгам (для чего и берётся часть кредитов). А только до конца года нашим компаниям и банкам нужно будет выплатить по внешним долгам примерно 100 млрд долл.». Банки, попавшие под санкции, заявили, что рассчитывают на помощь Центрального банка России. То есть в конечном итоге спасать пострадавших придётся всем гражданам страны - затягивая пояса.
Каждому конкретному банку или компании эти санкции могут принести неприятности, но не смертельные, возражает
экономист Михаил Хазин. «Не дадут денег американские банки - дадут другие, - сказал он «АиФ». - Проблема в том, что это уже не экономическая, а политическая схема. Американский паровоз несётся на полном ходу, и его главная цель - убрать Путина. Причина, подозреваю, в том, что американская система контроля над миром висит на волоске. Чтобы напугать всех остальных, они пытаются жестоко наказать всех, кто нарушает их правила, а Россия открыто заявила, что не готова следовать этим правилам. Что касается кредитов, то американским банкам запретили выдавать нашим компаниям деньги, которые мы же продолжаем отправлять американцам в качестве резервов. Зато в Европе уже начинают понимать: активность Штатов направлена в том числе на экономическую конкуренцию с Китаем и деиндустриализацию Европы, чтобы превратить её в рынок сбыта американской продукции».
Однако теперь, когда жертвой войны на юго-востоке Украины стал малайзийский лайнер, история с санкциями может окончательно перекочевать из области вялотекущих дискуссий в набор бескомпромиссных ультиматумов. Может, на Западе подождут результатов хоть какого-то расследования авиакатастрофы? Или действительно, как в известной басне, «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», а повод найдётся? На выходных Б. Обама снова обзванивал лидеров ведущих европейских стран с требованиями максимально туго закрутить гайки в отношении России. Министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд вслед и вовсе пригрозил, что Запад может вновь превратить Россию в страну-изгой. Когда верстался номер, стало известно, что объявление новых санкций европейцы запланировали на вторник.