Кандидатами в президенты Абхазии были выдвинуты пять человек — и. о. министра обороны Мираб Кишмария, бывший вице-премьер Беслан Эшба, экс-глава МВД Леонид Дзапшба, лидер оппозиции Рауль Хаджимба и и. о. председателя службы госбезопасности Аслан Бжания. Однако после тестирования на предмет свободного владения государственным абхазским языком одному из кандидатов — Беслану Эшбе — было отказано в регистрации.
В соответствии с конституцией, президентом Абхазии избирается лицо абхазской национальности, гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом и знающий абхазский язык.
Незадолго до выборов один из кандидатов на пост президента республики, Мираб Борисович Кишмария, рассказал о своих планах и программе действий, в случае если граждане Абхазии выберут именно его.
– Как вы считаете, почему именно вы достойны стать президентом Абхазии? Зачем министру обороны президентское кресло?
– Наше общество сегодня разобщено. Процесс разобщения начался не сегодня и не был преодолён за последние десять лет. Действия экс-президента страны, вызвавшие события 27-го мая, дали новый импульс противостоянию в обществе и опять подвели нас к опасной черте, за которой могут последовать катастрофические для нашего народа последствия. Чтобы избежать нежелательного развития событий, необходимо объединить все политические силы страны на общих принципах, и моё согласие на участие в выборах было продиктовано уверенностью в том, что мне это удастся.
– Что вы думаете о своих оппонентах?
– Абхазия — маленькая страна, и мы все здесь друг друга знаем. Я лично знаком со всеми кандидатами в президенты и отношусь к ним с уважением. Среди сторонников каждого из кандидатов есть мои боевые друзья, есть определённая часть избирателей, и я, уважая их выбор, не могу по-другому относиться к кандидатам, которых они поддерживают.
– Как поступите с противниками в случае победы на выборах?
– На мой взгляд, вопрос некорректный. Я не считаю других кандидатов противниками. Как я уже говорил выше, я с уважением отношусь к каждому из кандидатов и к их сторонникам. Я уже говорил, что ставлю себе целью объединение общества, и поэтому в случае моей победы на выборах я планирую создать правительство профессионалов из представителей всех политических сил Абхазии с участием в нём и моих нынешних оппонентов. Правительство, которому будет доверять всё население страны. Для достижения общественного спокойствия, стабильного развития и устойчивого экономического роста мы должны приложить совместные усилия к решению стоящих перед государством задач.
– В случае вашей победы на президентских выборах, кто возглавит правительство?
– В моём предыдущем ответе я уже обрисовал в общих чертах принцип формирования правительства. Могу ещё раз сказать, что главу правительства, членов кабинета и других должностных лиц мы будем определять с учётом мнения всех нынешних кандидатов в президенты, в команде каждого из которых есть достойные люди, способные решать стоящие перед нашим государством задачи. Только такой подход приведёт к консолидации нашего общества.
– Какими будут первые законы, которые вы направите в парламент?
– Это будут законы о реформировании системы управления государством. О реформировании системы формирования и функционирования органов местного самоуправления, может быть, ещё ряд законов, которые необходимы сегодня для полноценного функционирования аппарата управления. Есть целый ряд экономических законов, принятие которых уже давно назрело, и мы будем эти законы принимать. В этом плане парламенту и будущему правительству предстоит огромная работа.
– Вы не ассоциируетесь ни с одним политическим движением в Абхазии, на что вы будете опираться, проводя вашу политику?
– На мой взгляд, президент, чтобы пользоваться доверием всего населения Абхазии, не должен ассоциироваться с какими-либо политическими, национальными, конфессиональными и иными группами. Президент в своей деятельности должен опираться на народ, и все его действия должны осуществляться ради народа. Если какие-либо решения власти вызывают беспокойство в обществе, то власть должна снимать данное беспокойство. Если необходимо принять непопулярное, но необходимое для страны решение, то власть должна уметь объяснить народу необходимость принятия данного решения и принимать его только после одобрения народом. Только взаимодействие власти и народа, только диалог, а не авторитаризм в принятии решений могут вызывать доверие народа к власти. Только осознанная поддержка народа может быть опорой президенту в его деятельности.
– Как вы считаете, нормально ли, что в парламенте «заседают» люди, не имеющие специального высшего образования (юридического или экономического)?
– Я не считаю, что в парламенте должны заседать исключительно юристы и экономисты. Они там есть в достаточном количестве. Я считаю, что в парламент должны избираться, безусловно, образованные граждане, но при этом патриоты своей страны, честные и порядочные, уважаемые в обществе люди, не ставящие личные интересы или интересы отдельных групп выше общественных. Такой парламент будет эффективен и будет пользоваться доверием народа.
– Что вы думаете по поводу незаконно выданных паспортов жителям восточных регионов Абхазии?
– Это очень сложный вопрос. Вопрос, который был политизирован по причине его электоральной значимости. На мой взгляд, тут необходимо рассмотреть два аспекта — юридический и моральный. С точки зрения права, необходимо определить, являются ли жители Галского района гражданами Абхазии. Если нет, то вопрос их паспортизации, безусловно, незаконен. Если да, то можно говорить лишь о нарушении процедуры выдачи паспортов. С моральной точки зрения, трудно признать своими согражданами людей, имеющих гражданство Грузии... Я уверен, что население Галского района проявит выдержку, мудрость и понимание, и мы совместно найдём решение данной проблемы.
– Готовы ли вы принять радикальные шаги для истребления коррупции?
– Коррупция присутствует во многих странах, и Абхазия в этом плане не исключение. Я считаю, что коррупция появляется там, где решение какого-либо вопроса зависит исключительно от воли того или иного чиновника, а не определяется законом. Для противодействия этому законодателю при принятии закона необходимо чётко прописывать положения закона, не позволяющие его двойного толкования, также чётко прописывать механизм реализации положений данного закона, что значительно сократит пространство для манёвра недобросовестным чиновникам. Конечно же, для успешной борьбы с коррупцией необходимо принятие антикоррупционного закона, необходим государственный и общественный контроль над действиями чиновников любого ранга и неотвратимость наказания за коррупционные преступления. При подозрении в коррупции чиновника незамедлительно надо отстранять от должности, назначать расследование и при доказанности вины сажать. Причём наказание за коррупцию должно быть очень жёстким, потому что даже один недобросовестный и не наказанный за это чиновник подрывает доверие народа к власти.
– В чём вы видите национальную идею?
– Национальной идеей нашего народа должно стать сохранение и укрепление суверенитета нашего государства, дальнейшее его развитие с учётом наших историко-культурных традиций, патриотизм, создание сильной экономики для постоянного повышения уровня благосостояния наших граждан.
– Как будете выстраивать взаимоотношения со стратегическим партнёром (Российской Федерацией) и по каким направлениям?
– Абхазия однозначно ориентирована на Россию. Этот вектор не может быть изменён, потому что взаимодействие и сотрудничество наших стран в разных сферах взаимовыгодно. Между нашими странами подписано более 80 соглашений по разным направлениям. Однако в этом быстро меняющемся мире нам необходимо наполнить наше сотрудничество новым содержанием, развивать его с учётом интересов наших государств и народов. Мы всегда были и будем надёжным союзником России. В этом ни у кого не должно быть никаких сомнений.
Смотрите также:
- Путин: Национализм в России невозможен, но мигрантов мы приструним →
- Послание Дмитрия Медведева к Федеральному Собранию. Полный текст →
- Алексей Кудрин: Расклад голосов не изменится →