Политолог о смене власти в Грузии: «Не надо строить иллюзий»

Георгий Маргвелашвили, одержавший победу на президентских выборах в Грузии. © / David Mdzinarishvili / Reuters

Президентом Грузии в первом туре избран кандидат от «Грузинской мечты» Георгий Маргвелашвили. Таким образом, политическое объединение «Грузинская мечта», главный оппонент Михаила Саакашвили и его политического курса, одержало окончательную победу, сосредоточив в своих руках всю власть в стране. Год назад движение победило партию Саакашвили на парламентских выборах и получило большинство голосов в парламенте. Основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили построил ее избирательную кампанию на критике Саакашвили, и с приходом к власти (Иванишвили в 2012 году занял пост премьер-министра) постепенно оттеснил с руководящих постов ставленников действующего президента.

   
   

Иванишвили сыграл на одной из главных ошибок Саакашвили – на его отказе от патернализма, отмечает эксперт Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Сергей Маркедонов. Возврат населению социальных гарантий, которых оно лишилось при Саакашвили, стал политическим козырем «Грузинской мечты». Спустя год после триумфальной победы на парламентских выборах, этот же козырь приносит победу ее кандидату на выборах президента.

С избранием нового президента вступает в полную силу конституционная реформа, по которой Грузия становится парламентской республикой, где вся власть переходит к парламенту и формируемому им правительству, а главой исполнительной власти становится премьер-министр. (Этот пост, согласно оценкам политологов, Саакашвили готовил для себя, он не думал, что его партия проиграет выборы в 2012 году.)

Несмотря на то, что избранный президент, Георгий Маргвелашвили, по новой конституции будет не более чем технической фигурой, победа кандидата от «Грузинской мечты» говорит о том, что за год население не разочаровалось в пришедшей к власти оппозиции и поддерживает проводимый ею курс. Означает ли это, что с окончательной победой в стране оппозиции изменится и политика Грузии по отношению к России?

«Не надо строить иллюзий», — предупреждает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. По его мнению, официальные отношения между Россией и Грузией в ближайшее время восстановлены не будут. «Для этого нет особых оснований: по грузино-осетинскому конфликту оппозиция занимает ту же позицию, что и бывшая власть, — поясняет политолог, — они считают Россию оккупантом». 

   
   

Вместе с тем победа оппозиции в Грузии важна для России. «Хотя официально новая власть придерживается тех же позиций, что и прошлая, степень ее агрессивности по отношению к России на порядок ниже, а это для нас самое главное», — говорит Жарихин. Это значит, что теперь можно ожидать частичного восстановления торгово-экономических и гуманитарных отношений между двумя странами, а также упрощения визового режима, предполагает эксперт.