Судя по всему, Запад решил открыть на Балканах еще один фронт против России, обрушившись на всех, кто не поддерживает антироссийские санкции.
Как ожидается, в рамках этой политики 27 апреля Генассамблея ООН может признать дату 11 июля «Международным днем памяти геноцида в Сребренице» (в июле 1995 года в ходе наступления армии Республики Сербской под командованием генерала Ратко Младича на Сребреницу — анклав на территории восточной Боснии — были уничтожены более 8 тыс. боснийских мусульман. Международный трибунал по бывшей Югославии постановил, что их расстреляли сербы, и назвал это преступление актом геноцида. При этом Россия и Сербия не считают события в Сребренице геноцидом и заблокировали соответствующую резолюцию в ООН — прим. ред.).
Сегодня сербы опасаются, что решение Генассамблеи ООН фактически объявит их «геноцидальной нацией» и в итоге приведет к ликвидации Республики Сербской, входящей в состав Боснии и Герцеговины — государства в западной части Балкан, состоящего из Федерации Боснии и Герцеговины, Республики Сербской и округа Брчко.
К испытаниям, выпавшим на долю сербов, при этом добавится и то, что 18 апреля в ПАСЕ окончательно одобрят присоединение Косово к Совету Европы, что чревато высоким риском новых межэтнических столкновений в регионе. Президент Сербии Александр Вучич уже пообещал, что Сербия выйдет из Совета Европы, если туда примут Косово. А в Белграде тем временем должны пройти муниципальные выборы, на которых может победить прозападная оппозиция — сторонники США.
Владимир Кожемякин, aif.ru: Олег Владимирович, насколько вероятна ликвидация Республики Сербской?
Олег Бондаренко: Угроза для ее существования есть, и немалая. Но для того, чтобы действительно, в полном смысле этого слова ликвидировать Республику Сербскую, потребуется отменить Дейтонские соглашения, которые основали нынешнюю Боснию и Герцеговину в 1995 году. Для этого нужно какое-то новое основание для переучреждения государства. Вне зависимости от этого Запад попытается минимизировать влияние власти Республики Сербской и, возможно, даже пойдет на арест ее президента Милорада Додика и его окружения. Существенно уменьшить суверенитет и полномочия РС, отобрать их у Баня-Луки (столица РС) и передать их Сараево (столица БиГ). Другое дело, что на Западе этим и так негласно занимались на протяжении всех последних лет. Теперь для этого появится официальный повод.
— Причем здесь Додик? Ведь не он проводил «геноцид в Сребренице».
— Сейчас это уже вопрос коллективной ответственности. Додик в последние 15 лет занимает высокие посты в Республике Сербской, является олицетворением ее власти и при этом самым не вписывающимся в западные стандарты политиком, позволяя себе в этом плане даже больше чем президент Сербии Александр Вучич. Додик занимает откровенно антизападную и пророссийскую позицию, летает в Россию и встречается с Владимиром Путиным. В этом смысле он как бельмо на глазу у ЕС, и, конечно, там постараются сделать все, чтобы избавиться от него.
— К чему может привести арест Додика и ликвидация Республики Сербской?
— У Республики Сербской есть свой спецназ и жандармерия. У Боснии и Герцеговины общая армия, которая при этом делится по национальному признаку. Что будет, если последуют попытка ареста Додика и попытка аннулировать статус республики Сербской? Очевидно, что будут большие протесты и инциденты. Но возьмутся ли сербы за оружие? Это вопрос пока что открытый.
Я слабо вижу здесь открытие нового военного конфликта. Никому из местного населения он там не нужен — ни сербам, ни бошнякам, ни хорватам.