Выигрыш или поражение? Как борются за власть либеральные партии

Игорь Харитонов / АиФ

Среди многочисленных политических партий, идущих на выборы в Госдуму, особняком стоят две, не присоединившиеся к крымскому консенсусу. Это «Яблоко» Григория Явлинского и Партия народной свободы (ПАРНАС), возглавляемая экс-премьером Михаилом Касьяновым. Однако, несмотря на схожесть платформ, выступать на выборах они будут порознь. И даже предвыборные съезды обеих партий состоятся одновременно — в начале июля, лишний раз подчеркивая невозможность союза право-либеральных сил.

   
   

Несостоявшийся альянс

Крымский консенсус стал результатом событий весны 2014 года, в результате которых Крым и Севастополь вошли в состав России. Воссоединение с полуостровом поддержало подавляющее большинство россиян, и это один из немногих вопросов, который объединяет сегодня людей вне зависимости от их политических пристрастий. 

Впрочем, в России нашлись и те, кто до сих пор продолжает именовать события крымской весны «аннексией» и настаивает на возвращении Крыма Украине. В основном это т.н. либеральная общественность, не согласная с политикой президента Владимира Путина. На предстоящих выборах в Госдуму интересы этой довольно узкой прослойки населения будут представлять две партии — «Яблоко» и ПАРНАС. 

У двух самых непримиримых оппозиционных партий много общего. Лидер ПАРНАСа Михаил Касьянов неоднократно обещал вернуть Крым, если придет к власти. По мнению профессора Высшей школы экономики Олега Матвейчева, такими заявлениями политик «продолжает работать на свою аудиторию, при этом откровенно «троллит» 97% россиян». «Яблоко» же заставляет кандидатов, примкнувших к партии, подписать меморандум, где помимо прочего содержится требование признать суверенитет Украины в границах 2013 года и пункт о «незаконном присоединении» полуострова. 

"Оппозиционные кандидаты вряд ли захотят подписываться под такими требованиями. Для многих ближе вопросы образования и цен, эти условия без всяких меморандумов есть в РПР-ПАРНАС«,- заявил политолог Алексей Макаркин

Обе партии эксперты причисляют к право-либеральному крылу, опирающемуся на один и тот же электорат. Учитывая малочисленность их сторонников и общность лозунгов и программ, самым логичным шагом было бы объединение партий в коалицию на думских выборах. Однако переговоры на этот счет провалились вследствие, как считают наблюдатели, еще одной общей черты — и «Яблоко», и ПАРНАС являются партиями с лидерами авторитарного типа. Ни Касьянов, ни Григорий Явлинский не хотят разделить свою власть с кем-либо еще. 

В результате потенциальные союзники становятся на предстоящих выборах в Госдуму главными конкурентами, что резко понижает их шансы на попадание в парламент. Тем не менее, в этой борьбе позиции «Яблока», по мнению экспертов, на сегодняшний день выглядят на порядок сильнее, чем у ПАРНАСа.

   
   

Фаворит с историей

На стороне «Яблока» — более чем 20-летняя история и репутация принципиальной демократической партии. У «яблочников» есть свой электорат, который неизменно голосует за партию вот уже много лет, разветвленная сеть региональных отделений, многократный опыт участия в выборах самого разного уровня и узнаваемый бренд. Партия монолитна и консолидирована вокруг Явлинского, который является ее бессменным лидером, хоть и не занимает пост председателя.

Совсем другое дело — ПАРНАС, внутри которого, констатируют политологи, ведется бесконечная аппаратная борьба за лидерство. Изначально в партии было три сопредседателя — Владимир Рыжков, который пустил в свою зарегистрированную Республиканскую партию коллег, Михаил Касьянов и Борис Немцов. Однако затем они «выдавили» Рыжкова, ну а после убийства Немцова Касьянов стал ее единоличным правителем. 

Однако на этом внутрипартийные разборки не закончились. В настоящее время с Касьяновым конфликтует его заместитель Илья Яшин, который публично подвергал сомнению привилегию лидера ПАРНАСа возглавить список на думских выборах. Внутри партии назрел раскол, и Касьянов может проводить нужные ему решения лишь при отсутствии его противников на партсобраниях. А ряд скандальных историй заставляет отдалиться от партии и часть ее немногочисленных сторонников. 

Выяснение отношений перед выборами, как считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, далеко не лучший ход. «Хотя бы до выборов стоило потерпеть и не ссориться друг с другом», — говорит он.

Кроме того, для ПАРНАСа осенние выборы станут дебютом на федеральном уровне. Учитывая ошибки, совершенные ПАРНАСом в составе Демкоалиции на прошлогодних местных выборах, аналитики увеличивают шансы на то, что организационная неразбериха будет сопутствовать партии и в нынешнем электоральном цикле.

Кадры решают все

На этом фоне многие видные фигуры оппозиционного движения склоняются к выступлению на стороне «Яблока». Партия уже завербовала одного из лидеров протестов 2011 года, действующего депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, ранее состоявшего в «Справедливой России». На Алтае под флагом «яблочников» идет на выборы и Рыжков. И политологи не исключают, что партия дополнительно укрепит свои ряды к июльскому съезду, который специально проводится одним из последних, чтобы иметь возможность подобрать кадры, выпавшие из обоймы конкурентов. 

Совсем другие причины у предвыборного съезда ПАРНАСа, который пройдет в июле. Изначально он был назначен на 18 июня, однако в намеченные сроки не состоялся. Официальной причиной была названа нехватка времени на подготовку, однако в реальности, как предполагают наблюдатели, проблема заключалась в острых разногласиях по неоднозначным итогам праймериз. 

Дело в том, что в результате предварительного голосования в первой десятке списка оказались националисты — например, саратовский блогер Владимир Мальцев и находящийся в СИЗО по обвинению в экстремизме лидер движения «Русские» Александр Белов (Поткин). Многие «парнасовцы» называют их не иначе как фашистами, и отказываются идти с ними на выборы. 

Спасение рядового съезда

Перенос съезда на июль стал попыткой Касьянова уговорить однопартийцев принять итоги праймериз и сформировать партийные списки по их итогам. И если кулуарные переговоры не увенчаются успехом, велика вероятность, как считают эксперты, того, что единственным результатом съезда станет официальный раскол в рядах ПАРНАСа и блокирование решений возмущенными делегатами. В этом случае партия не сможет выдвинуться по общефедеральному списку, и будет довольствоваться отдельными одномандатниками.

Этот вариант на руку «Яблоку», которое в таком случае просто заберет голоса большинства сторонников ПАРНАСа себе. Но даже если Касьянову удастся успешно утвердить списки на съезде, участие националистов в избирательной кампании делает ситуацию взрывоопасной. Не исключено, что их риторика на грани с экстремизмом может привести к возбуждению уголовных и административных дел, и как следствие — отзыву кандидатов, а то и всей партии с предвыборной гонки.

«Слив» или поражение

Наконец, Касьянову предстоит решить и главный вопрос — участвовать ли в избирательной кампании до конца, чтобы получить 1-2% голосов, или «уйти красиво», обвинив всех в притеснении оппозиции. В последнем случае он, по мнению политологов, избежит сокрушительного поражения на выборах, и вернется к привычному и удобному имиджу гонимого оппозиционера, которого травят и не допускают к власти. Это гарантирует ему дальнейшую поддержку на Западе, которая может исчезнуть в случае провала на думских выборах. 

«Решение «слиться с выборов», быть может, и не такое дурное. Тем более что последние события все более убеждают: ПАРНАС Касьянова уверенно следует именно в логике неучастия в выборах вовсе», — отмечает директор Центра политического анализа Павел Данилин в колонке «Независимой газеты». Он сравнил положение партии с шахматным цугцвангом — то есть ситуацией, когда любой ход ухудшает позицию. 

Как бы ни случилось, шансы «Яблока» провести своих кандидатов в Госдуму намного выше, чем у ПАРНАСа, который возможно сойдет с дистанции еще до голосования. Если же этого не произойдет, то представители «антикрымского консенсуса» могут и вовсе не попасть в Госдуму — их результаты попросту размоются до статистической погрешности, и ни о каком преодолении 5-процентного барьера речь идти просто не может.

Смотрите также: