На нышений год приходится две памятные даты — 105 лет Октябрьской революции и 100 лет Гражданской войны. Но если про Революцию мы говорим, а часто и спорим активно, то Гражданская война остаётся где-то в стороне. Почему так происходит? И почему мы часто оказываемся плохими учениками, так и не освоившими те уроки, что нам преподносит история, aif.ru поговорил с помощником президента РФ, главой Российского военно-исторического общества Владимиром Мединским.
По обе стороны баррикад
Юлия Шигарева, aif.ru: — Владимир Ростиславович, весь 2017 год прошёл под знаком 100-летия революции: проводились конференции, выставки, были сняты интересные телесериалы. 2022-й — год 100-летия Гражданской войны. Но ни конференций, ни фильмов, ни обсуждений. Почему? До сих пор не знаем, как к этой странице в истории подступиться? Или та война так и не закончилась до сих пор?
Владимир Мединский: — Это не совсем так, а точнее, совсем не так. В апреле 2021 г. в Крыму был открыт мемориал «Сынам России, воевавшим в Гражданской войне». Президент в своём выступлении у подножья монумента практически ответил на ваш вопрос: «...были периоды, когда это единство — единство нашего народа — подтачивалось тяжелейшими историческими событиями и испытаниями, такими как революция 1917 года и запылавшая в результате неё новая, страшная “смута” — Гражданская война... Мемориальный комплекс в Севастополе служит знаком того, что Россия помнит и любит всех преданных ей сыновей и дочерей, с какой бы стороны баррикад они когда-то ни находились, что наша страна вновь обрела историческое единство».
Далее. В декабре того же года Дмитрий Анатольевич Медведев открыл мемориал в Кронштадте — в честь 100-летия трагедии Кронштадтского восстания. Оба эти мемориала созданы, кстати, при участии Российского военно-исторического общества. Наконец, уже в этом году при участии РВИО реконструирован Мемориальный комплекс Волочаевских боев 1922 года на Дальнем Востоке.
Внешние силы пользуются любой внутренней смутой в России для подрыва единства нашего общества.
Гражданская война действительно сложна и требует очень объективного, деликатного подхода. Но всё-таки главный урок тех трагических событий очевиден: внешние силы пользуются любой внутренней смутой в России для подрыва единства нашего общества, стремятся сделать любой конфликт максимально затяжным и кровопролитным.
Мы это видим и сейчас — сколько усилий прилагает Запад, чтобы максимально увеличить число жертв на Украине, чтобы превратить локальную военную операцию в полномасштабную Гражданскую войну. Цель и не скрывается — поражение России на поле боя, её ослабление и, как следствие, повтор трагедий 1917 и 1991 гг. — распад единого государства.
— К вопросу об уроках истории — в прямом и переносном смысле. С сентября этот предмет будет изучаться с первого класса, станет обязательным во всех вузах. Насколько это необходимо? Особенно если вспомнить известную поговорку про «страну с непредсказуемым прошлым».
— Ну, речь идёт лишь о некотором увеличении часов, отводимых на историю в школе.
Важнее другое — зачем нужно учить историю. К сожалению, в период перестройки наше общество на какое-то время утратило иммунитет к враждебному мифотворчеству и фальсификации истории. Как ни парадоксально, произошло это отчасти из-за высокого уровня образования и общего интереса к истории в обществе. Кончилось это, повторюсь, распадом единой страны. Вот чтобы успешно предотвратить «непредсказуемости», и не в прошлом, а в настоящем и в будущем, и нужно изучать историю.
С чего начинаются победы
— Но есть ли понимание, как именно о такой тонкой материи рассказывать? Только про подвиги и героев? А про сложности, ошибки, про боль — нет?
— Если рассказывать только о подвигах и героях, получится глянец, а не история. Но, мне кажется, как раз нашу историографическую традицию последних лет трудно заподозрить в замалчивании ошибок. Скорее, наоборот — тема неизбежного негатива слишком уж выпячивалась.
Настоящая, правдивая, если угодно, конкурентоспособная картина мира получается только при скрупулёзном учёте всех pro et contra. Более того, только такое знание истории становится полезным — потому что оно позволяет удержаться и от безудержного восхваления, и от бездумного критиканства. Дорога на Берлин 1945-го начиналась от краха 1941 г. И даже ещё раньше — от трагедии 1937 г., от тяжёлой «финской» кампании и так далее. Эта дорога не была ни простой, ни прямой. Но всё это — наша история, и мы обязаны её помнить и знать.
— Возможен ли в принципе взгляд на историю как на физику — факты и ничего, кроме фактов?
— Даже в физике недостаточно собственно фактов — требуется построить их обоснование, интерпретацию, результатом чего и становится теорема или закон.
Историю тем паче не нужно воспринимать как механический набор фактов и дат. Гораздо важнее причинно-следственная взаимосвязь, логика происходящего. Мы должны воспитывать в себе «чувство истории», понимание, как настоящее вытекает из прошлого и формирует будущее. В этом смысле, поверьте, история логична не менее, чем физика.
Другое дело, что история эмоционально и субъективно окрашена. А значит, мы не можем избежать выстраивания своего личного отношения к историческим событиям. Но именно это и делает историю такой притягательной и интересной для миллионов людей!
История не наука о прошлом. Это наука о настоящем и будущем.
Часто повторяю: история не наука о прошлом. Это наука о настоящем и будущем. Это в арифметике всё просто — дважды два всегда четыре. В прошлом же всё неоднозначно, в настоящем — ещё запутаннее, а для будущего всегда остается вариативность. Поэтому история сродни не арифметике, а высшей математике.
Не раздел, а воссоединение
— На форуме «История для будущего. Образ Петра» Вы представили 1-й том книжной серии «Собиратели земли Русской», сказав: «Она посвящена тем людям, которые создали страну площадью до недавнего времени в 1/6 часть планеты». А истинные собиратели — это кто? Великие князья и цари? Или это герои иного масштаба?
— Заслуга в «собирании земель» принадлежит не только государственным деятелям, но и поколениям простых людей, представителям самых разных народов, населявших Россию. Это благодаря их предприимчивости, мужеству и самоотверженности раздвигались границы нашего государства.
Были и новые земли, и старые, некогда заселенные славянами, т. е. исторически свои, возвращаемые территории. Вот в нынешнем году отмечается 250-летие события, которое привыкли называть «Первый раздел Речи Посполитой». Но кто там что делил? Разве что Пруссия с Австрией. А кто там жил веками?.. То есть — Россия защитила права православного, русскоязычного населения, беспощадно материально и духовно угнетаемого польской шляхтой. Поэтому для нас это никакой не раздел Польши, а воссоединение будущих белорусских и украинских земель с Россией.
— Название серии подчёркивает: история России — собирание, а не завоевание земель. Однако есть и другие мнения: ведь новые земли присоединялись не только оралом, но и мечом — например, покорение Сибири. Проводятся чуть ли не параллели между американскими индейцами и хантами, манси и другими народами Сибири. Справедливо ли это?
— Такие упреки несправедливы и непрофессиональны. Конечно, у новгородских или московских первопроходцев в Сибири случались и вооруженные столкновения. Но как только эти земли становились частью русского государства — жизнь упорядочивалась. Царские указы строго требовали: «чтоб их [коренных жителей Сибири] нихто, никаков человек не обидел и насильства безлепишнова и продаж им не чинили никоторыми делы» (Указ царя Федора Иоанновича 1597 г.). Представителей коренного населения активно вовлекали в обустройство Сибири и Русского севера как части России. А после принятия православия коренным народам был открыт путь на государственную и военную службу.
История же северо-американских индейцев принципиально иная — они стали жертвами целенаправленного и беззастенчивого этноцида со стороны властей США и Канады. Есть данные, что численность коренного населения Америки к началу ХХ в. сократилась в 20 раз. В Сибири же число жителей всех коренных народов только росло и росло!
В США по закону 1830 г. земли у индейцев просто отнимали, их стали загонять в резервации, которые, кстати, существуют до сих пор. В ходе организованных депортаций («Дорога слёз») погибли десятки, сотни тысяч (толком никто не считал). В Канаде, например, вплоть до 1990-х годов (!) бытовала практика насильственного изъятия детей из семей индейцев и помещения их в католические интернаты — с целью принудительной ассимиляции. Считается, такая участь постигла примерно 150 тыс. детей.
Так что надо проводить корректные исторические параллели.
— Собирала Россия земли веками, а удержать не смогла — в считанные годы всё рассыпалось. Почему скрепы и стяжки — культурные, экономические — не сработали?
— Ровно наоборот — «на дистанции» наши тысячелетние «скрепы» срабатывают. Каждый раз период «полураспада» (поздняя Киевская Русь, Смута XVII в., 1917 год) неизбежно сменяется процессом реинтеграции, причём на новом качественном уровне.
Например, политически Киевское и Ростово-Суздальское княжество были независимы — но никому и в голову не могло прийти, что это разные страны, разные народы. А почему? А потому, что, помимо политической власти, существовали более прочные, фундаментальные факторы единства: общий язык, вера, единая церковь и правовая система.
Восстановление единой страны после событий 1917 года не потребовало бы такого напряжения и жертв, если бы не вмешательство в наш внутренний конфликт иностранных государств. Тем не менее страна всё равно воссоединилась и стала не менее могущественной, чем прежде.
Что касается 1991 года, то опять же: распалась не Россия, а советская государственная конструкция. Причём РСФСР (вернее, её руководство во главе с Ельциным) не просто не пыталось никого удерживать, а активно форсировало процесс демонтажа советской государственности, фактически возглавив «парад суверенитетов».
Само же общество этому активно сопротивлялось. Напомню, что на общесоюзном референдуме 1991 года 75% населения проголосовали за сохранение единой страны.