Telegram раздора. Почему государство добивается контроля мессенджеров?

«Должен констатировать, что в настоящий момент все имеющиеся возможности официальной коммуникации с командой мессенджера Telegram исчерпаны», — такими словами начинается открытое письмо руководителя Роскомнадзора Александра Жарова администрации и пользователям сервиса по быстрому обмену сообщениями.

   
   

Мессенджер-контроль

Суть проблемы в следующем: год назад, 6 июля 2016 года, в России был принят закон (№ 374-ФЗ) о противодействии терроризму. Он предписывает хранить любую передаваемую посредством сотовой связи или интернета информацию в течение 6 месяцев, помогать в декодировании её и пр. Словом, сотрудничать с властью. Предполагается, что все участники рынка, в том числе, владельцы интернет-сайтов и онлайн-мессенджеров должны зарегистрироваться в качестве организаторов распространения информации. Это облегчит доступ правоохранителей к информации в случае, если этого потребует безопасность.

«Требование одно, и оно простое, — поясняет на официальном сайте Роскомнадзора суть претензий к сервису А. Жаров, — заполнить присланную анкету сведениями о компании, которая управляет Telegram. И официально направить в Роскомнадзор для включения этих данных в реестр организаторов распространения информации. Однако до сих пор мы не получили от администрации мессенджера никакого ответа». «В случае фактического отказа от исполнения обязанностей организатора распространения информации, Telegram в России должен быть заблокирован. До тех пор, пока мы не получим требуемые сведения. Время, отведённое Роскомнадзору законом на принятие решения, истекает», — объясняет алгоритм действий ведомства его глава.

Онлайн-переписка

Основатель сервиса Павел Дуров, 32-летний российский миллиардер, ставший знаменитым, основав социальную сеть «ВКонтакте», в данный момент живёт не в России: в 2014 году он, получив гражданство государства Сент-Китс и Невис, покинул страну и сказал, что возвращаться в Россию не намерен. Поэтому свой ответ на открытое письмо Роскомнадзора он опубликовал в своей соцсети.

«Парадоксально, что на повестке дня в России нет блокировки контролируемых США Whatsapp или Facebook Messenger, но активно обсуждается блокировка нейтрального по отношению к России Telegram, — написал на своей странице „ВКонтакте“ основатель сервиса Телеграм Павел Дуров. — Как только Telegram блокируется, переписка российских чиновников, их общение с друзьями и родственниками и прочие чувствительные данные через WhatsApp/Viber перейдут в подконтрольные Америке облака Apple iCloud/Google Drive. Какой в этом смысл с точки зрения национальной безопасности России? Со стороны выглядит как некий саботаж государственных интересов».

Глава Роскомнадзора ответил Дурову там же — во ВКонтакте, на официальной странице ведомтсва. Он написал: «Если говорить по существу ответа Павла Валерьевича, я должен сказать, что он, к сожалению, нейтрален по отношению к террористам и преступникам, которые пользуются его мессенджером, и абсолютно игнорирует безопасность простых пользователей Telegram».

Реальная бомба из виртуального пространства

«Пока месседжеры находятся за пределами регулирования. Но если всему гражданскому обществу, 99% граждан нечего скрывать, то почему нельзя ввести регулирования, чтобы люди просто могли чувствовать себя защищенными, — удивляется ректор РГГУ Наталья Починок. — Ведь при помощи регулирования правоохранительные органы могут превратить угрозу, увидев их в определенных словах переписки отдельных людей. И мне странно, когда люди возражают этому. Во всех цивилизованных странах мира это все давно есть. Если какой-нибудь злоумышленник или группа может легко спланировать те или иные террористические действия, и невозможно отследить, где есть угроза, если месседжер не помогает. Преступники понимают, что переписку или через обычных сотовых операторов легко пресекут, а значит, помешают их планам. С сотовыми операторами у правоохранительных органов работа выстроена уже давно. Через мессенджеры, которые находятся в виртуальном пространстве, злоумышленникам общаться легче, быстрее и эффективнее. WhatsApp и Facebook-меседжер же пока не высказываются против будущей регистрации. И готовы сотрудничать с госорганами».

   
   

И действительно, данные МВД демонстрируют, что террористическая угроза в мессенджерах — не миф.

В частности, теракт в метро Санкт-Петербурга 3 апреля этого года, осуществленный А. Джалиловым, был скоординирован эмиссаром ИГИЛ* с территории Сирии через WhatsApp и Telegram. Попытка теракта в транспорте Москвы, планировавшаяся Ш. Чергизовым в октябре 2015 года, однако пресеченная ФСБ РФ, готовилась с помощью интернет-мессенджера IMO. Подготовка множественных терактов на территории России, которую в 2016 г. вели В. Джамалханов, Д. Сафронов и А. Балаев, осуществлялась посредством переписки в анонимных Telegram-каналах «Пора действовать», «Дугма» и «Кухарим».

Уроженец Северной Осетии Р. Евлоев, установив контакты с активистами ИГИЛ через Skype, уехал в Сирию для прохождения стажировки в одном из учебных центров ИГ, где получил навыки взрывного дела. По окончании обучения он планировал вернуться в Россию и совершить ряд терактов, однако был задержан в Германии по российскому запросу.

Гражданин Таджикистана Ш. Икрамов, проживавший в 2014 г. в Московской области, посредством мессенджера Viber договорился о сотрудничестве с ИГИЛ, которое заключалось в приобретении на территории России военного снаряжения и его последующей отправке в Турцию. В 2016 году Ш. Икрамов был задержан в г. Мытищи.

Студентка МГУ В. Каpayлова приняла решение поехать в Сирию после переписки с активистом ИГИЛ в WhatsApp.

Кроме того, выявлено несколько каналов, в которых даются инструкции по тому, как собрать бомбу собственноручно.

Не лучше обстоит дело и с наркотиками. Вскрывается по несколько случаев в месяц, когда именно мессенджеры помогают наркоторговцам сбывать товар, делать закладки. В июне такие случаи были в Иркутске, Новосибирске, Ангарске. Схема действий всегда одна и та же: продавцы, поставщики, покупатели, курьеры общаются между собой посредством мессенджера (во всех случаях им оказался Telegram), ни разу не встречаясь в реальной жизни. 

Связать террористам руки

Об этом основателя мессенджера Павла Дурова спрашивали во время интервью в Сан-Франциско. На вопрос «Спокойно ли вы спите по ночам, зная, что террористы используют вашу платформу?» Дуров ответил: «Я считаю, что приватность и, в конечном счете, наше право на нее гораздо важнее, чем наш страх перед такими злодеяниями, как терроризм». Он объяснил, что, по его мнению, члены ИГ всегда найдут способ коммуникации, и если какая-то платформа покажется им ненадежной, они перейдут на другую. «Поэтому я не считаю, что мы принимаем участие в подобной деятельности. Я не думаю, что мы должны чувствовать себя виноватыми. Я все еще считаю, что мы занимаемся правильным делом — защищаем приватность наших пользователей», — добавил тогда Дуров.

«Действительно, мессенджеры не опасны, если используются в мирных целях. Но в последние несколько лет ими активно начали пользоваться и деструктивные общественные элементы, такие как террористы. Известно, что при подготовке и ведении питерского, парижских и брюссельских терактов использовались месседжеры. И конечно, есть определенная озабоченность у правоохранительных органов, обязанность которых предотвращать такие события (так же создатели „группы смерти“ общаются с подростками). Поэтому необходимо регламентировать работу месседжеров. Мы же разговариваем по телефону, пишем смс, мы понимаем, что нас могут прослушивать, но спокойно говорим дальше, если ничего противоправного не делаем. У нас нет опасения по приватности. То же самое должно работать и с мессенджерами», — считает президент фонда информационной демократии Илья Массух. По его словам, даже в демократичной Америке после теракта в 2001 году был принят акт, который обязывает все месседжеры, все средства коммуникации сдавать информацию по запросу спецслужб. В Англии это начали делать недавно, после недавних терактов. Тереза Мэй внесла конкретный закон про месседжеры, где говорится, что месседжеры должны по запросу спецслужб в течение суток выдать нужную информацию. Поэтому, уверен эксперт, и нам нужно наладить нормальное взаимодействие с месседжерами. Ведь мы не хотим превратить интернет в гетто, где будет происходить все, что угодно. Но вообще, другие крупные компании спокойно принимают законы той страны, где работают, и исполняют их.


* Террористическая организация, запрещенная в РФ