Прыжок со скалы во власть. Как будут пополнять кадровый резерв президента

На прошлой неделе стартовал конкурс «Лидеры России». Заявленная цель — усилить управленческую вертикаль энергичными и способными профессионалами.

   
   

Конкурс проводится по поручению Владимира Путина Комиссией при Президенте РФ по вопросам госслужбы и резерва управленческих кадров, оператором выступает Высшая школа госуправления РАНХиГС. Подать заявку — до 6 ноября — может любой гражданин РФ не старше 50 лет и с опытом руководящей работы не менее 6 лет (для конкурсантов моложе 35 лет достаточно двух лет руководящего стажа). После онлайн-тестирования из 2400 кандидатов отберут 300 финалистов, которые получат по 1 млн рублей на персональную программу обучения. Наставниками победителей станут лучшие управленцы страны вплоть до министров и губернаторов, глав госкомпаний и крупных предпринимателей. Полуфиналы конкурса пройдут во всех федеральных округах, а в январе-феврале 2018 г. на финале в Москве отберут 100 лучших из лучших. 

Только за первые двое суток на сайте проекта было подано 40 тыс. заявок на участие. Проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров объяснил популярность конкурса «потребностью в хороших социальных лифтах». С этими лифтами в России в последнее время действительно было туго. 

«Главная задача заключается в том, чтобы государство продвигало людей не по тому, кто у кого родственник и какие возможности лоббирования есть, и не по тому количеству денег, которое есть у этих людей, а исключительно по их профессиональным и личностным качествам, трудолюбию и потенциалу, — рассказал СМИ первый заместитель главы президентской администрации Сергей Кириенко. — Это могут быть управленцы из частного бизнеса, из госкомпаний, из социальной сферы: директор школы или главврач больницы». 

По поводу застопоренности социальных лифтов Кириенко даже вспомнил анекдот: «Может ли сын полковника стать генералом? Ответ — нет, потому что у генерала есть свои дети». От ситуации, когда попасть со стороны на сколько-нибудь значимые должности невозможно, надо уходить. 

«Никакие связи, блат, деньги, другие возможности, кроме собственных навыков, талантов, профессионализма, трудолюбия и знаний, кандидатам не помогут», — обещает кремлевский чиновник.

Удлинить скамейку запасных

«Нашу верховную власть давно упрекали в том, что у неё короткая „скамейка запасных“. Чтобы её удлинить, в свое время был создан президентский кадровый резерв, — напомнил „АиФ“ гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. — Аналогичные резервы стали формироваться и на региональном уровне. Но постепенно стало понятно, что туда попадают просто „хорошие люди“, за которых похлопотали другие „хорошие люди“. А хороший человек, как известно, не профессия. Поэтому администрация президента инициировала проект, чтобы во власть попадали люди способные и перспективные, которых до сих пор некому было продвигать. Этот проект совмещен с программой повышения квалификации управленческих кадров, которую уже несколько лет проводит Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). С кандидатами работают эксперты, психологи и тренеры, способные определить уровень компетенции претендента, нащупать пробелы в его образовании и вовремя их заполнить. Процесс был поставлен на поток, и кадровый резерв действительно стал источником эффективных управленцев. Мы увидели это на примере ротации губернаторского корпуса». 

   
   

Действительно, за последний год новыми губернаторами стали, например, Александр Бречалов (Удмуртия), Станислав Воскресенский (Ивановская обл.), Глеб Никитин (Нижегородская обл.) и Алексей Цыденов (Бурятия) — в кадровом резерве В. Путина, утвержденном в декабре 2016 г., они значились под номерами 21, 25, 80 и 126. Из того же резерва — нынешний министр экономического развития Максим Орешкин (в списке был № 84) и Дмитрий Аристов (№ 9), назначенный в этом году главой Федеральной службы судебных приставов.

Как быстро победители конкурса «Лидеры России» попадут в кадровый резерв, а оттуда — на высокие посты в государстве, сказать трудно. Впрочем, в Кремле обещают, что замечены будут даже те, кто не пробьется в финал. «Мы будем просить губернаторов, полпредов, руководителей компаний начинать присматриваться к этим людям, потому что исходим из того, что те, кто не прошел в российский финал, но попал в окружной, — это перспективные, талантливые и мотивированные люди», — сказал Кириенко.

«Раньше ездили на картошку» 

В любом случае на пути к высотам госслужбы «лидерскому поколению» предстоит пройти немало испытаний, причём в буквальном смысле этого слова. На прошлой неделе интернет «взорвал» видеоролик, где будущие губернаторы прыгают с 7-метровой скалы в горную реку: тренинг проходил на Агурских водопадах неподалеку от Сочи. Проверка на смелость — тоже элемент программы РАНХиГС. По словам Алексея Комиссарова, преодоление препятствий способствует развитию «навыков командообразования и взаимодействия». 

Команда не может быть построена на решении только совместных интеллектуальных задач, как пояснил журналистам Кириенко: «Есть такой современный вид спорта — каньонинг. Люди просто проходят по каньонам реки. Без плеча и руки товарища ты не сможешь этого сделать. Раньше ездили на картошку, в горы ходили. Тоже хорошее командообразование». 

«Прыжки со скалы или сплав по рекам — лишь элемент программы подготовки кадров, далеко не главный, — полагает Алексей Мухин. — Хотя, если кандидат на высокую должность отказался прыгать, это тоже будет учтено при назначении. В некой „диагностической карте“ кандидата в губернаторы, которая ложится на стол президенту, содержатся и результаты подобных психологических тестов на стрессоустойчивость и способность к адаптации во враждебной среде. Ведь что такое приход „варяга“ в региональную элиту? По сути, для него это тоже проверка на выживаемость, своеобразный прыжок со скалы».

Кстати

На прошлой неделе Путин своим указом смягчил требования к стажу кандидатов на должности федеральной государственной гражданской службы. Теперь для замещения высших должностей требуется не менее 4 лет стажа; главных должностей — не менее 2 лет стажа; а для ведущих, старших и младших должностей требования к стажу не предъявляются вообще. По мнению Алексея Мухина, указ неслучайно подписан одновременно с запуском конкурса «Лидеры России»: «Снижение планки стажа как раз необходимо для того, чтобы процесс перезагрузки управленческой элиты стал более массовым».

Смотрите также: