Не провозите мимо. Путин поднял вопрос о лишении прибалтов транзита РФ

Алексей Дружинин / РИА Новости

Президент России Владимир Путин ознакомился с ходом работ по расширению возможностей калининградского аэропорта Храброво. На совещании о развитии транспортной инфраструктуры Северо-Запада России, которое состоялось до этого в резиденции «Янтарь» на берегу Балтийского моря в Пионерском, президент поручил снизить цену на полёты в Калининград, ускорить программу развития паромного сообщения между калининградскими портами и ленинградской Усть-Лугой, уменьшить перевалку грузов через порты прибалтийских государств.

   
   

Значительная часть региональных поездок главы государства в последнее время совпадает с картой грядущих губернаторских выборов. Калининградская — из их числа. Врио главы области Антон Алиханов 10 сентября тоже пойдёт на выборы, сегодня у него была возможность несколько раз появиться в одном кадре с президентом. Собравшиеся на совещании представители ведомств и компаний много говорили о транспортных проектах, связанных именно с Калининградской областью. Впрочем, и регион особый: эксклав, отгороженный по земле от остальной части страны границами других государств, причём входящих в НАТО.

«Северо-западный округ — один из ключевых логистических центров России, — начал совещание Владимир Путин. — Здесь сосредоточено более 40% портовых мощностей страны (397 млн тонн из чуть более 1 млрд тонн перевалки по России в целом), действует 10 из 62 опорных аэродромов».

Президент отметил, что завершается строительство платной трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург, автотрассы «Сортавала», строится глубоководный комплекс Бронка (в Санкт-Петербурге) и развивается порт Усть-Луга в Ленинградской области, расширяются железнодорожные подходы к морским терминалам Балтийского и Арктического бассейна, в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу ведётся реконструкция аэропортов Калининграда и Санкт-Петербурга и т. д.

Кстати, по поводу М-11 министр транспорта Максим Соколов позже добавил: из 670 км открыто для движения уже 120, в 2017 году будет введён в эксплуатацию обход Торжка длиной 50 км и рабочее движение на подходе к Великому Новгороду протяжённостью около 200 км с новым мостом через реку Волхов. Целиком дорога заработает «на рубеже 2018-19 гг.». К списку строящихся и реконструируемых Максим Соколов добавил дороги «Холмогоры», «Кола», обход Пскова, дорогу на Плесецк, дорогу Усинск — Нарьян-Мар, а также путепроводы в Великих Луках и Петрозаводске, современную трассу до Усть-Луги и некоторые другие. На участке Санкт-Петербург — Бусловская поезда скоро начнут ходить со скоростью до 200 км/ч. Интересно, что в прошлом году воздушным транспортом, по словам министра, перевезено 56 млн человек, 9 млн — на Северо-Западе.

«Необходимо и дальше наращивать логистический потенциал Северо-Запада России, повышать его конкурентоспособность, создавать современные сервисы для обслуживания пассажиров и обработки грузов, использовать выгодное географическое положение регионов для укрепления внешнеторговых связей», — задал направление обсуждения Владимир Путин во вступительном слове. И тут же попросил доложить, как идёт реализация проекта мурманского транспортного узла, который должен быть закончен в 2020 году, терминала Пионерский на Балтике, который сможет принимать 225 тыс. круизных и 85 тысяч паромных пассажиров в год. И сам обратил внимание: в СЗФО ситуация с федеральными трассами лучше (82% в нормативном состоянии), но с региональными (лишь 31,8% в нормативном состоянии) — хуже, чем в целом по стране.

Кроме того, президент напомнил, что в округе, который граничит с 7 странами, работает пятая часть всех пунктов пропуска через госграницу: 65 из 390. «Большинство из них не реконструировано с девяностых годов прошлого века, — сказал президент. — Более того, их содержание и эксплуатация недофинансируется на треть. На подъездах к границам образуются очереди, в которых стоят грузы и люди. Не говоря уже об элементарных удобствах для сотрудников...»

   
   

Путин потребовал предложений, которые позволят исправить ситуацию и обеспечить условия для быстрого прохождения границы. Можно было сказать проще: выделите денег! Впрочем, во время начавшегося обсуждения самым частым выступающим оказался замминистра финансов Андрей Иванов с тезисом, что денег нет (или их, по крайней мере, придётся поискать и забрать у кого-то другого).

Так, если для порта Пионерский в бюджете страны уже предусмотрено 8 млрд рублей, то, например, для мурманского проекта к уже вложенным 14 млрд рублей нужно найти инвесторов, которые дадут ещё 23 млрд. «На поддержку региональных дорог мы направили 9,5 млрд рублей межбюджетных трансфертов, сейчас подготовлено решение правительства направить дополнительно 2 млрд в адрес Новгородской, Псковской, Ленинградской, Калининградской областей, — рассказал глава Минтранса Максим Соколов. — Но этих денег недостаточно. Мы рассчитываем, что изменить ситуацию сможет исполнение вашего (президента Путина — ред.) поручения, которое предопределяет перераспределение доходов от акцизов на нефтепродукты и позволит дополнительно получить субъектам округа 22 млрд рублей на дорожную деятельность».

«Уже поступают просьбы и предложения перераспределить эти деньги... Нельзя!» — отреагировал Путин. Впрочем, чуть позже председатель думского Комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичёв упомянул, что 50 млрд рублей от этого акциза сейчас идут на другие цели, не на дороги.

Тем временем, по словам министра транспорта, перевалка грузов в Северо-Западном округе растёт, но 45 млн тонн грузов продолжают проходить транзитом через порты стран Балтии. «Через иностранные порты переваливается всего лишь 5% перевезённых российских грузов, — уточнил Соколов. — Но имеется потенциал для переориентации потоков». Тот же незамерзающий мурманский порт.

Путин нашёл необходимым тут же расставить акценты: «Я хочу обратиться к губернаторам и представителям бизнеса, которые перевалку осуществляют. Это не какие-то политические решения. Мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны обеспечивать рабочие места... Но, разумеется, условия здесь должны быть не хуже, чем в сопредельных государствах, железная дорога должна обеспечить тарифы, чтобы они были конкурентоспособными. Я уже много раз об этом говорил...».

Упомянули о том, что для перевозки грузов в сам Калининград Литва ввела на своей железной дороге повышенный тариф. Кто-то заметил, что это даже противоречит правилам Всемирной торговой организации. Хотя кто в последнее время обращает внимание на эти правила... Полтора, по словам Антона Алиханова, парома имеются сейчас для обхода Литвы. Один из них постоянно ломается, а вторым часто пользуются для своих нужд военные: конкуренции этому маршруту не составляют. На строительство трёх новых паромов, которые будут курсировать между Балтийском и Усть-Лугой, по словам Соколова, нужно 14 млрд рублей, около 5 — из федерального бюджета. «Минфину дано поручение предусмотреть выделение средств», — заметил Максим Соколов, намекнув, таким образом, что надо бы об этом Минфину напомнить. Но Андрею Иванову «перепало» от президента прежде всего за то, что уже прошло полтора года, но так и не выполнено поручение перевести оплату портовых услуг с долларов на рубли. «Что мешает? — допытывался президент. — Какие проблемы?»

Смириться с некоторыми выпадающими доходами Минфину пришлось прямо на совещании. После обсуждения тарифов на авиаперевозки президент дал поручение отказаться от налога на добавленную стоимость (НДС) для полётов в Калининград. Это должно несколько снизить цены. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев рассказал, что нынешняя практика только злит людей: по субсидируемым дешёвым билетам — за 3,8 тыс. рублей — смогли слетать только 8% пассажиров. Остальные летали за 5-35 тыс., а то и за 60. «Казалось бы, правительство делает позитивный шаг, предоставляя субсидию. На самом деле делает только хуже, потому люди злятся, считают, что всё враньё, падает авторитет правительства, что совершенно недопустимо», — сказал Артемьев.

Разошедшийся не на шутку глава ФАС также сообщил: у мировых авиаперевозчиков вообще сговор насчёт цены на билеты. На веру такую теорию принимать не стали. Но, по крайней мере, президент распорядился всё же обеспечить предоставление антимонопольной службе для изучения компьютерных программ, которые наши авиакомпании покупают за границей и используют для «динамичного ценообразования».

Тем временем, со слов главы РЖД Олега Белозёрова, выяснилось, что значительную загрузку прибалтийских портов обеспечивает белорусская нефтепереработка. Белоруссия не клюёт даже на скидку в 50% на тариф до Усть-Луги, мотивируя это наличием долгосрочных контрактов. «Мы стараемся с ними выстраивать диалог, но...»

«Белорусские НПЗ перерабатывают нашу нефть, — откликнулся Владимир Путин. — Другой нефти там нет и вряд ли появится. Это нужно „запакетировать“: получение нашей нефти с вопросами использования нашей инфраструктуры. Вот и всё».