Мэр столицы Сергей Собянин: «Считать Москву паразитом неправильно»

Мэр Москвы Сергей Собянин на V Общероссийском гражданском форуме в Москве. © / Фото: Денис Гришкин / РИА Новости

«Москва - не чёрная дыра России, которая всасывает в себя таланты и финансы. москва - драйвер экономики, локомотив России во многих направлениях», - уверен Сергей Собянин.

   
   

По данным мэра столицы, федеральный бюджет получает от Москвы налогов на 1 трлн рублей. Столица производит 21% ВВП России. Каждый 10-й пенсионер в стране получает пенсию за счёт отчислений москвичей. Эти и другие запоминающиеся цифры привёл Сергей Собянин на V Общероссийском гражданском форуме, где он дискутировал с председателем совета Центра стратегических разработок и Комитета гражданских инициатив Алексеем Кудриным.

Кого спасать?

В последние годы было разработано много документов, касающихся стратегического развития страны. «В каждой из таких стратегий мы ставили себе верхнюю планку: увеличить производительность труда в стране в 4 раза, увеличить количество высокотехнологичных мест в 3 раза, увеличить экспорт продукции. Но большинство этих стратегий не сбылось», - сообщил Сергей Собянин.

Почему? «Мы делаем упор на государственные стимулы, на льготы специальные, рефинансирование тех или иных программ. К сожалению, в рыночной экономике это плохо работает или вообще не работает, а то ещё и наносит вред, ведь мы начинаем искажать рыночную инфраструктуру. Что мы всегда забывали в этих планах? Подумать о развитии городов, - напомнил мэр. - Есть такой агломерационный индекс: чем ближе к центру агломерации, тем выше производительность труда. Чем дальше, тем меньше. На примере РФ могу сказать, что производительность труда в Москве в 2,5 раза выше, чем в среднем по стране. А если взять сельскую местность - то в 5, 6 и 7 раз. У нас в сельской местности проживает сегодня условно «лишних» 15 млн человек, которые для производства сельскохозяйственной продукции с учётом новых технологий, по большому счёту, не нужны. Это либо чиновники, либо социальные работники, либо ещё кто-то, но всё меньше и меньше людей, которые могут себе найти высокопроизводительный и качественный труд».

То же в небольших городах. «И что делаем мы? Начинаем сельскую местность и небольшие города спасать, идти против естественных трендов, которые происходят во всём мире, - констатировал Собянин. - А во всём мире не прекратилась урбанизация, она идёт активными темпами и в Париже, и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и в Шанхае, и в Пекине».

«Да, у нас есть ещё резерв урбанизации», - согласился Алексей Кудрин.

«И очевидно, что без изменения структуры расселения населения, без концентрации людей в мегаполисах нам ни производительность труда не поднять, ни науку, ни образование, ни здраво­охранение, ни человеческий капитал, - объяснил столичный градоначальник. - Поэтому, когда мы говорим о развитии крупных городов, агломераций России, мы говорим о выживании страны».

   
   
Алексей Кудрин и Сергей Собянин обсудили проблемы больших и малых городов. Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

За чей счёт живём?

Москва как агломерация состоялась. Она в десятке крупнейших в мире. «Будущее мировой экономики - битва больших городов и агломераций, - уверен Кудрин. - То есть успех агломераций будет определять успех развития страны». 

«Большую часть своей продукции соседние с Подмосковьем области сбывают именно в Московской агломерации, четверть населения этих регионов приезжает работать в Москву или Подмосковье, - считает Собянин. - Потому можно говорить об агломерации, которая насчитывает 30-35 млн человек. Это, по большому счёту, ядро России, в котором нет ни нефти, ни газа, ни угля, ни железа». Что же есть? В столице создаются новые экономические условия. «Мы не работаем на природные ресурсы, мы не работаем практически на их переработку, мы создаём новую экономику», - добавил мэр, подчеркнув, что ⅔  поступлений из федерального бюджета в региональные обеспечиваются за счёт экономики столицы. Москва производит 21% внутреннего валового продукта, из них только 15% приходится на регион. «То есть мы производим больше, чем имеем, - это первое. Второе - все регионы страны получают из федерального бюджета трансфертов на сумму 1,5 трлн рублей. Москва же только налогами отдаёт в федеральный бюджет 1 трлн. Ещё недавно отдавала 600 млн рублей. Мы нарастили налоги за счёт роста экономики Москвы, и теперь уже ⅔ всех поступлений во все регионы из федерального бюджета - это деньги Москвы», - уточнил Собянин.

По его словам, «считать Москву каким-то паразитом, который что-то высасывает, абсолютно неправильно. Наоборот, не будь Москвы, этих денег бы в стране не было». На что Кудрин возразил, что жители других городов России не чувствуют, что они живут в современном мире с такими «супервозможностями», которые есть у Москвы: «Сейчас регионы по уровню жизни и возможностям - это как бы «разные страны».

В ответ Собянин пояснил, что Москва не соревнуется с другими городами: «У нас нет задачи - конкурировать с Казанью или Челябинском. Это восприятие бывшего советского периода». При этом мэр напомнил, что ежегодно из России эмигрируют 200 тыс. человек, жить в Москву из регионов приезжает до 10 тыс., а уезжают из столицы за границу 3-4 тыс. человек. Потому, считает он, Москва сегодня - это форпост, пытающийся остановить хотя бы часть этого эмиграционного потока.

Кудрин же убеждён, что стране срочно нужны децентрализация и передача части полномочий регионам. И тогда, по его мнению, в субъектах РФ появятся крупные центры, не уступающие Москве по уровню жизни. 

Куда бежать?

Отсутствие рабочих мест - первая причина, по которой люди меняют место житель­ства. Вторая - если у них появляется возможность быстрее добраться до более высоко­оплачиваемой работы. То есть наличие современной транспортной инфраструктуры - важнейшая составляющая развития городов.

Наличие современной транспортной инфраструктуры - важнейшая составляющая развития городов. Фото: РИА Новости/ Максим Блинов

А решение транспортной проблемы без развития общественного транспорта невозможно. В последние годы увеличилась его скорость в Москве, им стало удобно пользоваться. Потому большинство жителей столицы (75%) передвигаются в часы пик именно на общественном транспорте. 

«Если говорить о пригородах Москвы, то ключевой задачей считаем развитие пригородного сообщения, железнодорожного. И вот буквально недавно мы с Президентом России согласовали и получили поручение поддержать проект - создание скоростных диаметров (МЦД - Московские центральные диаметры. - Ред.) вместо существующих радиальных направлений железнодорожного пригородного сообщения. Это практически в два, в три раза увеличит поток людей, которые могут перемещаться с помощью этого вида транспорта», - отметил Собянин.

«Что касается агломераций и их развития, приведу пример из своей жизни. В своё время, когда я стал губернатором Тюменской области, город Тюмень был заштатным, одним из самых грязных городов, - вспомнил мэр Москвы. - И не потому, что не было ресурсов, а потому, что отношения между городом и областью в то время напоминали состязания по перетягиванию финансовых ресурсов. После создания системы сити-менеджеров в Тюмени политическая конкуренция между губернатором и мэром не то что исчезла, но значительно ослабла. В результате город начал развиваться и за счёт муниципалитета, и за счёт региона. И буквально в течение нескольких лет изменился очень серьёзно. И когда мы говорим о развитии агломераций, мы же имеем в виду не только миллионники и многомиллионники. Мы говорим обо всех городах страны. Я недавно со своим коллегой встречался - губернатором одной из областей. Поговорили о жизни, о проблемах. Спрашиваю: «А как у тебя областной центр развивается?» - «Ну как-то развивается». - «А ты не боишься, что люди в Москву побегут?» - «Да нет, никто особо не бежит. Только заканчивающие школу отличники уезжают в Москву».

Но в каждой области надо развивать самый главный город, чтобы люди уезжали не абы куда, чтобы они оставались хотя бы в региональном центре. Такой задачи нет сейчас, и было бы очень правильно, если бы такая задача появилась. Как впервые на федеральном уровне появился один из приоритетных проектов - создание комфортной городской среды в крупных городах. Кто-то скажет: ну подумаешь, несколько миллиардов отдали на эту программу, но сама идеология этого проекта нацелена именно на развитие крупных городов».