Важнейшей частью послания президента стали предложения по изменению отдельных положений российской конституции.
Но прежде чем их огласить, Владимир Путин сделал важную оговорку: необходимости в принятии новой Конституции сегодня нет, хотя такие предложения и звучали. «Потенциал Конституции 1993 года далеко не исчерпан, а фундаментальные основы конституционного строя, права и свободы человека, надеюсь, ещё многие десятилетия будут оставаться прочной ценностной базой для российского общества», — считает глава государства. Но всё же, по его мнению, время требует корректировки Основного закона. Вот что Путин предложил сделать:
- Гарантировать приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве. Требования международного законодательства и договоров, решения международных органов могут действовать на территории РФ только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат Конституции.
- Закрепить в Конституции, что члены правительства, руководители иных федеральных органов, губернаторы, депутаты и сенаторы, а также судьи не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства.
- Для кандидатов на должность Президента РФ закрепить требование о постоянном проживании на территории России не менее 25 лет, а также об отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причём не только на момент участия в выборах, но и ранее. Убрать оговорку «подряд» в статье, ограничивающей пребывание в должности президента двумя сроками.
- Закрепить принципы единой системы публичной власти, расширить полномочия и реальные возможности местного самоуправления.
- Закрепить в Конституции уже существующую в законе норму о том, что минимальный размер оплаты труда в РФ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, а также норму о регулярной индексации пенсий.
- Кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне. Закрепить в Конституции соответствующий статус и роль Государственного совета.
- Доверить Госдуме не просто согласование, а утверждение кандидатуры председателя Правительства РФ, а затем по его представлению — всех вице-премьеров и министров. Президент будет не вправе отклонить утверждённые парламентом кандидатуры, однако за ним останется право отстранять от должности премьер-министра, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия.
- Назначение руководителей всех силовых ведомств, региональных прокуроров президент может проводить по итогам консультаций с Советом Федерации.
- Предусмотреть в Конституции полномочия Совфеда по представлению президента отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, а также в иных предусмотренных законом случаях.
- Наделить Конституционный суд возможностью по запросам президента проверять конституционность законопроектов, принятых парламентом, до их подписания главой государства.
С учётом того, что предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности всех ветвей власти, президент предложил провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок, и только по его результатам принимать окончательное решение.
С кем президент поделится полномочиями?
— Путин прекрасно понимает, что России надо уходить от модели чрезвычайного управления. Потребность в таком управлении и, как следствие, — в суперпрезидентской республике, дающей президенту огромную личную власть, возникла в результате катастрофы 1990-х годов. Нужно было выводить страну из ситуации хаоса, когда стояла угроза распада страны, ликвидации Российского государства. Для этого и была нужна суперпрезидентская республика, а самому Путину понадобилось долго оставаться у власти.
Но эта ситуация завершилась. Россия вышла из смуты 1990-х, твёрдо встала на ноги, на путь нормального развития. И поэтому сейчас Путин создаёт более сбалансированную систему власти, которая могла бы корректировать возможные ошибки лидера государства. А им в нашей системе является именно Президент Российской Федерации.
Соответственно, Совет Федерации получит возможность согласовывать с президентом кандидатуры руководителей силовых ведомств. В новой конструкции возрастает и роль Госсовета, который до этого вообще не был прописан в Конституции. А теперь, с большой вероятностью, одновременно с закреплением этого органа в Основном законе будут расширены и его полномочия в системе власти. Как именно — пока мы можем только догадываться.
Подчеркну, что это не переход России от президентской к парламентской республике (об этом особо сказал и сам президент), а переход от суперпрезидентской республики, с чрезвычайными полномочиями главы государства, к просто президентской.
— На мой взгляд, самая важная поправка — делегирование некоторых полномочий президента Федеральному собранию. Это хороший знак, свидетельствующий о движении России в сторону традиционной демократии, оздоровлении её политической системы.
Загадкой пока остаётся новая роль Государственного совета. Этот орган был создан в 2000 г., в него вошли все губернаторы. И, как справедливо заметил президент, за прошедшее время Госсовет показал свою высокую эффективность, обсуждая в своих рабочих группах самые разные вопросы. Теперь этот орган предлагается «прописать» в Конституции, а полномочия увеличить. И если президент останется его главой, то говорить об ослаблении института президента в связи с передачей части его полномочий парламенту уже не придётся. Хотя нельзя исключать и того, что председатель Госсовета станет самостоятельной политической фигурой.
— Госсовет показал свою эффективность, особенно с приходом губернаторов новой волны. Закрепление его статуса в Конституции — это и символический акт, и задел на будущее. Потенциально Госсовет может стать очень влиятельной структурой.
Наделение Конституционного суда правом проверять конституционность законопроектов ещё до их подписания президентом увеличит вес судебной власти. В то же время абсолютно уместна и другая инициатива — дать возможность сенаторам по представлению главы государства отрешать судей от должности. Этот шаг давно назрел. Сделав судей полностью независимыми, их одновременно сделали и неподотчётными. Пользуясь своим статусом, особенно в регионах, судьи зачастую принимают сомнительные решения.
Наконец, ряд поправок направлен на укрепление независимости страны, исключение возможности влиять на нашу внутреннюю политику со стороны внешних сил. Это и ценз в 25 лет проживания в России для всех кандидатов в президенты, отсутствие у них (сейчас или в прошлом) гражданства иностранного государства. Это и конституционный запрет на наличие чужого гражданства для ключевых руководителей всех ветвей власти — парламентариев, министров, губернаторов, судей. Как справедливо заметил президент, «миссия государственной службы — именно в служении, и человек, который выбирает этот путь, должен прежде всего для себя решить, что он связывает свою жизнь с Россией, с нашим народом, и никак иначе, без всяких полутонов и допущений».