«Арктика» будущего. Теперь у России есть самый мощный в мире ледокол

Атомный ледокол «Арктика». © / Павел Львов / РИА Новости

21 октября 2020 года в Мурманске произошло знаковое для российского флота событие. Гендиректоры «Атомфлота» Мустафа Кашка и «Балтийского завода» Алексей Кадилов подписали акт приема-передачи универсального атомохода «Арктика».

   
   

Несмотря на санкции

В церемонии поднятия государственного флага, которая символизирует вступление «Арктики» в действующий состав российского атомного флота, принял участие премьер-министр России Михаил Мишустин.

«Мы гордимся тем, что Россия — единственная в мире — смогла создать атомный ледокольный флот. И сейчас в его состав мы принимаем ещё один универсальный атомный ледокол „Арктика“, — заявил глава правительства, — Он станет головным из пяти судов — „Сибирь“, „Урал“, „Якутия“, „Чукотка“, — серии которых предназначены для работы на Северном морском пути. У ледокола инновационное оборудование, мощный двигатель. Это позволяет использовать его везде. Строительство этого судна потребовало больших усилий и слаженной работы, тем более что первый этап совпал с введением антироссийских санкций. Но, несмотря на это, ледокол построен на российских верфях. Это ещё одно подтверждение больших возможностей российских учёных и специалистов атомного судостроения. Развитие парка ледоколов позволит в полной мере раскрыть транспортный потенциал Северного морского пути, усилит интерес международного бизнеса к новому транзитному коридору между Европой и Азией и, конечно, обеспечит первенство России в Арктике, стратегически важном для нас регионе».

Продолжение легенды

«Арктика» является головным судном проекта 22220, или ЛК-60Я (ЛедоКол, мощностью 60 МВт, с ядерной силовой установкой).

Главными задачами ледоколов нового проекта являются обслуживание Северного морского пути и проведение различных экспедиций в Арктику. Благодаря использованию переменной осадки ледоколы данного проекта способны в равной степени эффективно работать как на глубокой воде, так и на мелководье в руслах сибирских рек. Данная особенность позволяет заменить этими ледоколами сразу два типа их предшественников и, следовательно, уменьшить общую стоимость эксплуатации атомного ледокольного флота, полностью сохранив все его возможности.

Новая «Арктика» носит то же имя, что и легендарный ледокол-предшественник, введенный в эксплуатацию в 1975 году.

Советская «Арктика», также построенная на «Балтийском заводе», была настоящей легендой: в 1977 году она стала первым надводным судном, достигшим Северного полюса. За это достижение ледокол был награждён Орденом Октябрьской революции, а капитан Юрий Кучиев, главный механик Олег Пашнин, старший мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин и руководитель экспедиции Тимофей Гуженко стали Героями Социалистического труда.

   
   

Первая «Арктика» была выведена из эксплуатации в 2008 году. А спустя пять лет заложили новый ледокол, получивший овеянное славой имя.

Трудная дорога к успеху

В июне 2016 года судно спустили на воду. По старой морской традиции «крестной матерью» ледокола стала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая разбила бутылку шампанского о борт судна.

Строительство «Арктики» шло непросто. На нем сказались и украинский кризис, из-за которого были разрушены связи с предприятиями Незалежной, ранее создававшими агрегаты для подобных судов, и длительный перерыв в строительстве ледоколов. Шутка ли, предыдущий атомный ледокол в нашей стране заложили еще в 1989 году. Многострадальный корабль, изначально носивший название «Урал», достроили только к 2007 году. В строй он вступил под именем «50 лет Победы».

Сроки сдачи новой «Арктики» не раз переносились, но в создавшихся условиях вряд ли могло быть иначе.

В декабре 2019 года «Арктика» вышла на ходовые испытания. Они проходили в несколько этапов. В частности, в Финском заливе и Балтийском море с 23 июня по 16 сентября 2020 года проверяли работу механизмов и оборудования на судне. В ходе проверки техники ледокол попал в шторм.

17 сентября генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка объявил, что программа ходовых испытаний выполнена в полном объеме. После этого «Арктика» совершила переход в Мурманск, преодолев четыре моря.

Согласно постановлению правительства, новый ледокол будет введен в эксплуатацию с мощностью на гребных валах до 50 МВт. Решение позволит начать использовать его в акватории Северного морского пути уже с декабря 2020 года.

В 2021 году на «Арктику» установят новый гребной электродвигатель правого борта, что повысит мощность судна до 60 МВт.

Специалисты заявляют, что нынешняя временная мощность ледокола не скажется на его ходовых качествах.

Капитан сдаточной команды «Арктики» Олег Щапин заявил ТАСС: «Ледовые испытания еще впереди, наверное, в этом году, потому что сейчас ледовые испытания не получились, толщина льда 1,1-1,2 м. Он был тонкий и рыхлый, ледокол вообще никакого сопротивления не получил, мы пытались найти трехметровую льдину, но не нашли... Когда мы встречали какой-нибудь торос, мы просто проламывали его на ледоколе „50 лет Победы“. Если на этом ледоколе еще заметно это было, то новый идет, практически не шелохнувшись, то есть переход прошел так, как надо».

«Сибирь», «Якутия» и «Урал»

В настоящее время на стапелях Балтийского завода продолжается работа над еще тремя кораблями проекта ЛК-60Я: «Сибирь», «Урал» и «Якутия».

«Сибирь» была заложена 26 мая 2015 года. Спуск на воду состоялся 22 сентября 2017 года. Крестной матерью ледокола стала на тот момент глава Счетной палаты, а ныне заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова. На ледоколе в конце 2019 года начались швартовные испытания. Сдача «Сибири» в эксплуатацию ожидается к 2021 году.

«Урал» заложили летом 2016 года, спуск на воду состоялся 25 мая 2019 года. Быть крестной матерью третьего ледокола серии доверили председателю Банка России Эльвире Набиуллиной. «Урал» по плану должен войти в строй «Атомфлота» в 2022 году.

26 мая 2020 года на Балтийском заводе заложили четвертый по счету и третий серийный ледокол проекта 22220, получивший название «Якутия». Ориентировочный срок сдачи корабля заказчику — декабрь 2025 года. Закладка еще одного ледокола — «Чукотки» — планируется на 2021 год.

Реализация проектов строительства ледоколов-атомоходов нового поколения должна обеспечить России приоритет в освоении Севера в последующие десятилетия XXI века.