Алексеева о законе о НКО: «Мы оказались сильнее алогичной Думы»

Москва, 15 октября – АиФ-Москва. Закон о НКО привел к тому, что правозащитные организации, отказавшиеся регистрироваться «иностранными агентами», были оштрафованы, их деятельность – приостановлена, и теперь они работают не как юридические лица, а как волонтеры, рассказала в интервью корреспонденту АиФ.ru глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.

   
   

Закон «О некоммерческих организациях» («закон об иностранных агентах») вступил в силу 20 ноября 2012 года. Согласно ему, Минюст приостанавливает деятельность НКО, которые «участвуют в политической деятельности РФ и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) США или реализуют на территории РФ проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которая представляет угрозу интересам РФ». Принятие закона инициировал президент России Владимир Путин: по его мнению, такой документ должен оградить внутриполитическую сферу РФ от иностранного вмешательства.

«У нас были очень успешные приемные, но теперь на них нет денег. Теперь в нашей организации только один юрист,  и мы специально жалобы не рассматриваем. Они напустили на нас после этого проверки: прокуратура, Министерство юстиции, налоговая инспекция, потащили многие организации в суд, наложили на них безумные штрафы. Но ни одна организация не пошла регистрироваться «иностранным агентом». Мы собрали сообща деньги на штрафы, чтобы людей не сажали. Организации закрыли, но что значит закрыли? Лишили их юридического лица. Так они работают без юридического лица, вот и всё. Мы оказались сильнее алогичной Думы, которая не считается ни с Конституцией, ни со здравым смыслом», - объяснила Алексеева.

По ее словам, сегодня Московская Хельсинкская группа добивается, чтобы ни государственные учреждения, ни отдельные чиновники не нарушали прав граждан.

«Похвалиться успехами, к сожалению, не могу. Чиновники не считаются не только с простыми гражданами, но и с правозащитниками тоже. Из 10 дел о нарушении прав, за которые мы берёмся, (а мы помогаем, только когда наши юристы убеждены, что права человека действительно нарушены), лишь 3-4 нам удаётся выиграть. В основном это жалобы на нарушение социальных прав: неправильное начисление пенсий, отказы в детских пособиях, жалобы на незаконное увольнение с работы», - отметила правозащитника.

Как подчеркнула Алексеева, иногда удается решить вопрос на уровне переговоров

   
   

«Например, по поводу начисления пенсий: наши юристы идут в собесы и разговаривают с чиновниками.  Часто мы обращаемся за помощью к уполномоченному по правам человека в Москве Александру Музыкантскому, он лучше знает всех этих московских чиновников, и на досудебном уровне он действует успешнее, чем мы. К Астахову я не обращаюсь, я считаю, что этот человек не на своей должности: он больше занимается тем, чтобы показать «кузькину мать» другим странам, мол, у нас всё с правами хорошо, а у них плохо. И действует часто в ущерб интересам детей. Я избегаю этого человека», - добавила она.

Полный текст интервью с Людмилой Алексеевой читайте здесь.