Госдума приняла во 2-м (решающем) чтении поправки в Гражданский кодекс. Якобы они должны защитить известных людей (например, артистов) от вмешательства в их частную жизнь, но могут стать дубинкой, которой будут бить журналистов за обличительные материалы о самих депутатах и чиновниках.
Предполагается, во-первых, что любой гражданин, который сочтёт публикацию в СМИ порочащей или недостоверной, может потребовать «удаления материального носителя» данной информации - то есть, например, тиража газеты. Для крупных изданий это означает многомиллионные убытки, и глава Комиссии Общественной палаты по поддержке СМИ Павел Гусев уже сравнил новые меры с методами инквизиции.
Во-вторых, новая статья 152.2 ГК РФ «Охрана частной жизни гражданина» прямо запрещает без согласия гражданина собирать, хранить и распространять информацию о его приватной жизни - кроме случаев, когда информация собирается и распространяется «в государственных, общественных и иных публичных интересах». Если суд такого интереса не обнаружит (а чётких критериев тут нет), то смотри пункт первый: сведения вместе с «материальным носителем» подлежат удалению.
«Учитывая, что наши суды полностью подконтрольны, власть получает инструмент противодействия журналистам и блогерам, которые расследуют истории с недвижимостью, обучением за границей детей чиновников и т. п., - сказал «АиФ»
Дмитрий Гудков, независимый депутат Госдумы. - Нельзя уже будет писать о дочках депутата
С. Железняка, которые учатся в Англии и Швейцарии,
американской квартире сына В. Пехтина или немецком отеле семьи
А. Исаева. Это же вмешательство в их частную жизнь!»
Ещё одна угроза СМИ заложена другим законом - о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних. Санкция для СМИ, возбуждающих интерес к нетрадиционным отношениям, - штраф до 1 млн руб. либо приостановление деятельности на 3 месяца. Но не сочтут ли «возбуждением» любую, даже самую нейтральную информацию о геях и лесбиянках?
«Это крайне опасный и противоречивый закон, - считает
Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. - Прекращение выхода на 3 месяца - смерть для издания. В лучшем случае ему придётся перерегистрироваться под новым названием... Вообще, наши законодатели почему-то думают, что с помощью репрессий можно обеспечить правопорядок. Это глубокое заблуждение».
Но, похоже, это становится нормой для депутатов - обкладывать прессу всё новыми флажками, если не сказать - минами. Это, конечно, ещё не прямая цензура советского образца. Но светлая память о ней явно жива в головах власть имущих.
Читайте также