Братья по оружию. Башкорто­стан стал «питомником» радикал-исламистов?

Прочь от семьи

В семье Хазеевых двое сыновей, полтора года назад старший, Асхат, попал в инфекционную больницу. Соседом по палате оказался «правоверный мусульманин», уговоривший начать изучение ислама. После выписки 30-летний парень вдруг стал набожным. Бросил пить и курить, стал отказываться есть ту же пищу, что и родные. Новоиспечённые друзья из мечети приходили в гости. И могли, например, не стесняясь жены, сказать, что «эта женщина тебе не подходит».

   
   

- Из мечети имам каждый день присылает эсэмэски и напоминает, что явка строго обязательна, - рассказывает измученная мать. - Что люди могут делать там до трёх ночи?

Отец выяснил, что Асхат пропадает в мечети «Фаляк». Несколько лет назад её бывшего главу Саида Байбурина задерживала милиция, у него нашли тротиловую шашку. В итоге его осудили за пропаганду экстремизма среди молодёжи.

Вслед за Асхатом в мечеть потянулся и младший брат, Булат. А год назад оба пропали. В полиции родителям сообщили, что сыновья улетели за границу. Только через 3 месяца они связались с родными: мол, живём в Турции, женились на девушках из Казани, которые преподают в медресе. Последнее известие: «Уезжаем с братом на войну с кафирами (неверными. - Ред.)». Родные думают, что оба сейчас находятся в Сирии, в зоне военных действий.

С верой в... Калашникова

Считается, что в Уфе три «нетрадиционные» мечети - «Фаляк», «Рамазан» и «Иман Нуры». По оперативным данным, там с «новобранцами» проводят разъяснительную работу. Официально мечети находятся под юрисдикцией Духовного управления мусульман РБ. Салафитов легко отличить даже по внеш­нему виду: они сбривают усы и отращивают бороду, носят укороченные штаны. В разговорах крайне негативно оценивают официальное мусульманское духовенство, обвиняя его в теологической безграмотности.

- Я знаю одну из групп приверженцев «чистого ислама» в Уфе - их больше 700 человек, - говорит Мунира Байгильдина, предприниматель, основатель и настоятельница мечети «Мунира». - Они не пьют, не курят, держатся обособленно, собираются на квартирах и т. п. Беда в том, что среди этих 700 человек только пять-шесть дей­ствительно образованные люди. Остальные ведомые неграмотные и не сумевшие найти себя в жизни. С ними даже не о чем поговорить - настолько они зациклены на «чистом исламе»...

Очаги экстремизма в Башкирии располагаются на приграничных территориях: в Октябрьском (граничит с Татарстаном), Нефтекамске (с Татарстаном и Удмуртией), Баймаке и Сибае (с Челябинской обл.), Аскино (со Сверд­ловской обл. и Пермским краем). В Аскино два года назад силовики нашли схроны с оружием, лагеря подготовки.

В домах экстремистов - горы литературы, деньги, золото... Тогда же в Баймаке 150 представителей незарегистрированного «Зауральского мусульманского молодёжного комитета» дружно выступили против кавказцев. Есть данные, что спровоцировать массовую драку мог башкирский националист, прошедший военную подготовку в полевом лагере ваххабитов.    
   

Говорят, для профилактики радикализма не хватает грамотных имамов. В Уфе есть представительство Российского исламского университета, но количество выпускников  не превышает 10 человек в год. Многие получают образование в Саудовской Аравии, Йемене, Египте или Турции, попадают к «радикалам» и берут в руки автоматы...

Хроника борьбы

Всплеск активности исламистов был зафиксирован в 2010 г. 27 марта того года в г. Октябрьском в уничтожении банды из восьми экстремистов из Хизб-ут-Тахрир участвовали ОМОН и бронетехника. Лидера боевиков, 44-летнего уроженца Ингушетии Башира Плиева, поймали позднее в соседнем Челябинске. 4 июля 2010 г. на 398-м километре магистрального газо­провода Челябинск - Петровск на башкирском участке недалеко от города Бирска обходчик нашёл 20-килограммовую бомбу. Вскоре силовики обнаружили в лесу лагерь, в бою были уничтожены пять боевиков. Именно они напали на пост ГИБДД в Пермском крае. 18 ноября 2010 г. 18-летний студент кулинарного лицея Альмир Бадыков с криком: «Аллах акбар!» ворвался в отдел полиции в г. Октябрьском и ранил ножом сотрудника Вильмира Минниханова. У парня нашли записку: «В Октябрьском и во всём мире должен быть закон Аллаха». В декабре того же года в Уфе, Мелеузе, Октябрьском УФСБ ликвидировало ячейки между­народной террористической организации, было изъято 18 самодельных бомб. По оценкам силовиков, сейчас в ближневосточных лагерях находятся не менее 50 выходцев из Башкирии.

Кирдык от «Йолдыз»

По данным Национального антитеррористического комитета России, задержанные под Москвой боевики в 2010-2013 гг. проходили подготовку в лагерях на границе Афганистана и Пакистана.

Читать далее >>