Горы на медленном огне: в Дагестане продолжают греметь взрывы

Махачкала. Фото: www.russianlook.com

Силовики утверждают, что виной всему - агонизирующее бандитское подполье. А местные жители рассказывают о беспредельной коррупции и дичайшем социальном неравенстве. Назначенный в начале года на должность и. о. главы Дагестана Рамазан Абдулатипов не раз заявлял о тяжести проблем, доставшихся ему в наследство. Корреспондент «АиФ» отправился в республику - на месте оценить обстановку.

   
   

На острие шампура

За последние годы столица Дагестана расцвела. На недавних пустырях теснятся коттеджи и многоэтажки. На каждом углу светятся огнями заполненные клиентами кафе, бары и рестораны на все вкусы и кошельки, рядом с которыми припаркованы роскошные иномарки. Тем чудовищнее среди этого благолепия выглядят разорванные бомбами скелеты сгоревших машин и многочисленные пятна крови жертв терактов.

Если в Чечне настоящие джигиты обязательно с бородой, то в Дагестане, особенно в горных районах, за чрезмерную растительность на лице по этому самому лицу нередко начинают бить без разговоров. Местные модницы стараются своеобразно привлечь мужские взгляды: по улицам на высоченных каблуках цокают ножки, едва прикрытые мини-юбкой, при этом голова у девушки покрыта строгим платком. Молодые парни плюются вслед и начинают эмоционально ругать Москву, откуда, мол, на скромный и невинный Кавказ «поставляют» разврат, наркотики, проституцию и прочую моду. Начисто игнорируя тот факт, что делают это их же кочующие между регионами родственники...

Большинство моих собеседников одинаково жгучую неприязнь испытывают в отношении как «лесных» (боевиков), так и проворовавшихся госслужащих. «Все магазины, бары, АЗС и прочий бизнес принадлежат членам различных кланов, - рассказал мне Магомед, полицейский, с которым мы встретились у здания МВД. - В них входят как чиновники, так и бандиты. Боевики поддерживают семьи погибших соучастников, а потом забирают оттуда детей в свои отряды. Вдовы нередко становятся шахидками».

Откаты, отстрелы

Через несколько часов в паре десятков шагов от места, где мы расстались с Магомедом, взорвалась смертница. Пострадали находившиеся неподалёку полицейские и наш коллега - оператор местного телеканала.

«В последние 4 года ситуация с безопасностью не улучшается, - рассказал мне Расул Кадиев, член Координационного совещания при полпреде Президента РФ в СКФО по обеспечению правопорядка. - В горах постоянно находится порядка сотни боевиков, на место уничтоженных террористов встают новые. Не секрет, что криминальная среда даёт подпитку подполью, куда всё чаще уходят не фанатики ислама, а обычные бандиты. Прибавьте к этому вышедших на свободу преступников, получивших срок за события второй кавказской кампании. Для начала нужно восстановить доверие к правоохранительной системе и суду. Пока население не поверит в справедливость слуг Фемиды, их решения будут восприниматься как инструмент ре­прессий или личной мести».

   
   

Что изменилось в Дагестане при Рамазане Абдулатипове?>>

По словам Кадиева, Махачкала расцвела на откатах и распилах средств, выделенных из Центра. Реального производства в республике фактически нет, 70% экономики в тени - остальное невозможно спрятать, так как деньги проходят через госпроекты. Официально считается, что республика дотационна более чем на 70%. Но, по мнению экспертов, в реальности эта цифра составляет практически все 100% бюджета. Ведь деньги перечисляются через различные фонды, филиалы госорганизаций и т. д.

«Немалая часть таких траншей уходит на финансирование подполья, - уверен Кадиев. - В итоге бандиты имеют более совершенное и дорогое оружие, чем у спецназа. Говорят, террористы воюют с местным населением. Но мишенью боевиков не становятся обычные люди - только правоохранители, чиновники».

Новое руководство не только признаёт наличие проблем, но и планирует приступить к их решению. «Наступило время развивать экономику, создавать рабочие места, вплотную заняться социальной политикой, объявить войну коррупции, - объяснил «АиФ» Рамазан Джафаров, заместитель председателя Правительства Дагестана. - Это лучший способ борьбы с подпольем, куда уходят неустроенные, незащищённые люди. Уже есть десятки примеров того, как «лесные» и их пособники сдаются. Сформирована комиссия по примирению и согласию, призванная, в частности, оказывать помощь всем желающим вернуться к мирной жизни. Произошедшие теракты, вероятно, имели целью показать назначенному главе (в сентябре врио Президента РД Р. Абдулатипов может избавиться от приставки «врио», если за него проголосуют на выборах в парламенте. - Ред.), что у боевиков ещё остались силы для борьбы, и получать финансирование от своих заграничных и местных спонсоров. Заявляю, что это не имеет никакой перспективы».

Хотелось бы верить, что именно так и будет...