Чемоданы грязного белья: зачем политикам компромат

Помнится, в 90-е годы было модно публиковать компромат на разных известных персон. Что стало со «славной» традицией?

   
   

16 апреля 1993 г. стало известно, что вице-президент РФ Александр Руцкой собрал аж 11 чемоданов материалов на выс­ших чиновников из окружения Б. Ельцина. Упоминались Е. Гайдар, Г. Бурбулис, В. Шумейко, А. Чубайс и др. Руцкой пообещал передать чемоданы в прокуратуру. Но тут в воровстве обвинили самого вице-президента. Было объявлено, что Руцкой «имел счёт в швейцарском банке и непонятно на какие деньги строил себе хоромы». Счёт не нашли. Но дело об 11 чемоданах благополучно утопили…

Люди, похожие на...

С тех пор компромат в России тёк мощным потоком. Было дело «писателей» А. Чубайса, А. Коха и др., получивших за ещё не написанную книгу о приватизации по 90 тыс. долл. Экс-глава охраны Ельцина А. Коржаков сам попробовал себя в роли писателя-разоблачителя: рассказал о многих неприличных выходках тогдашнего президента. СМИ пестрили распечатками телефонных разговоров, например, дочери Ельцина Т. Дьяченко и олигарха Б. Березовского. А ТВ показывало, как развлекаются с проститутками человек, похожий на министра юстиции В. Ковалёва, и человек, похожий на генпрокурора Ю. Скуратова. После взялись за Е. Примакова - вероятного кандидата в президенты.

«Телекиллер» С. Доренко на всю страну в кровавых подробностях рассказал об операции на тазобедренном суставе престарелого экс-премьера, намекнув, что страна может получить очередного больного лидера. На этом карьера политика и оборвалась… Другому экс-премьеру, Касьянову, испортили имидж не только кличкой Миша 2% (намёк на размер откатов), но и рассказами о его «попытках» приватизировать госдачу.

Эпоха Интернета открыла новые возможности. Чего мы только не насмотрелись в Сети за последние годы! Тут и секс-похождения писателя-бунтаря Э. Лимонова, и оппозиционер И. Яшин, якобы дающий взятку гаишнику. И матерящийся в адрес соратников Б. Немцов, и ведущие «сепаратные» переговоры о митинге В. Рыжков с Г. Гудковым. К. Собчак выложила видео с застуканным ею в дорогом ресторане главой Росмолодёжи В. Якеменко. А в прессе тем временем полоскали главу МВД Р. Нургалиева, чья жена якобы была замешана в автокатастрофе, унёсшей жизни двух человек. Писавший об этом депутат А. Хинштейн обнародовал «компромат» и на главу СК А. Бастрыкина, купившего квартиру в Чехии. Досталось и 1-му вице-премьеру И. Шувалову с супругой, чей семейный бизнес «погряз» в офшорах. А уж депутатов вроде В. Пехтина, уличённых в обладании активами на Западе, и не перечесть…

В общем, к компромату за эти 20 лет россияне привыкли. Относятся к нему скорее брезгливо: грязное бельё - оно и есть грязное… «Компромат - это всегда следствие междоусобной войны неких групп влияния. Как война может способствовать какому-то очищению?» - задаёт риторический вопрос Александр Горшков, главный редактор «Фонтанки.ру».

Вор вору рознь?

А политолог Николай Кузнецов уверен: на нашего обывателя компромат против сильных мира сего не действует. «В России многие считают нормальным, что «бояре» воруют, пьянствуют и «девок на конюшне дерут». Лишь бы при этом о людях худо-бедно заботились. Не прощается только одно - измена стране и народу...

   
   

Конечно, когда поливают дерьмом человека, не любимого массами, все рукоплещут. К примеру, если кто-то выйдет и

скажет: «Чубайс украл миллиард долларов», - народ будет требовать Чубайса расстрелять. А если украл кто-то менее ненавистный - что ж, эка невидаль... Особо не задевает, например, информация о зарубежной недвижимости депутатов. Дума давно уже выглядит как сборище шутов при царе, и любые их «подвиги» мало кого трогают. Компромат в России имеет только один смысл: это сведение счётов одних кланов с другими, способ замарать того или иного чиновника в глазах президента. И тут всё определяет реакция последнего. Когда «взяли за задницу» того же Сердюкова - какой была реакция? Невнятной. То ли виновен, то ли нет, то ли посадят, то ли нет… Народ в недоумении. Но власть боится заиграться в разоблачения, потому что так можно доиграться до того, что и верховную власть перестанут уважать».