Политическую устойчивость регионов «испортили» конфликты элит

Фонд «Петербургская политика» подготовил рейтинг социально-политической устойчивости российских регионов. Несмотря на традиционно низкую предновогоднюю социальную активность, «общий балл» политической стабильности в регионах снизился. Причинами для «разбалансировки» служат конфликты влиятельных групп внутри самих регионов, однако в некоторых случаях конфликты работают как стресс-тесты власти и укрепляют ее, уверены политологи.

   
   

От стабильной Мордовии до опасной Кабардино-Балкарии

Согласно результатам исследования, в начале осени общий балл политической устойчивости российских регионов составлял 7,05 из 10 возможных, при этом уже по итогам ноября он составил 6,9, а декабря - 6,78. В последнем рейтинге самым устойчивым регионом стала Мордовия (8,8 баллов), которая удостоилась похвалы от Владимира Путина за межнациональную политику на большой пресс-конференции в декабре, аутсайдером стала Кабардино-Балкария (3,7), где произошел резкий рост террористической активности.

Кроме того, понизилась устойчивость тех регионов, где вскоре должны пройти губернаторские выборы. Президенту предстоит назначить исполняющих обязанности глав субъектов РФ. Эти указы, по мнению представителей фонда «Петербургская политика», и будут расцениваться как указание на предпочтительную для Кремля кандидатуру. В зоне риска непереназначения оказывают губернаторы Владимирской области и Забайкальского края Николай Виноградов и Равиль Гениатулин. Неопределенной остается ситуация вокруг глав Магаданской области и Хабаровского края Николая Дудова и Вячеслава Шпорта, считают в «Петербургской политике».

Кроме того, декабрь преподнес политологам «сюрприз»: главы отдельных регионов позволили высказать себе несогласие с позиций федерального центра. Так идею Путина об отказе от прямых выборов в национальных республиках, главы многих регионов восприняли как недружественный сценарий, способный нанести ущерб их политическому влиянию в регионе, отмечают авторы исследования. В итоге отказу от выборов возразили главы Татарстана, Башкортостана и Дагестана.

Аналогичная ситуация сложилась вокруг «закона Димы Яковлева»: некоторые сенаторы воздержались от голосования, а критику поддержанного президентом закона позволили себе главы Кировской, Калининградской и Новосибирской областей.

Конфликты становятся публичными

Рейтинг социально-политической устойчивости регионов публикуется уже в третий раз. По признанию руководителя фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, пока политическая устойчивость измеряется в основном по публичным событиям.

«Сейчас исследование базируется, в основном, на открытой информации. В связи с этим я бы не рассматривал его как истину в последней инстанции, однако основные тренды в докладе отражены. Мы понимаем, что многие внутриэлитные конфликты проходят кулуарно. Однако мы достаточно давно работаем по региональной проблематике, некие внутренние процессы знаем, получаем некоторую инсайдерскую информацию. Это пока новый для нас формат и, я уверен, чем больше мы будем работать в этом формате, тем больше внутренней информации мы будем получать», - признался Виноградов.

   
   

Замдиректора «Центра политических технологий», политолог Алексей Макаркин в свою очередь отметил, что в последнее время конфликты внутри региональных элит имеют тенденцию переходить в публичную плоскость.

«Сейчас достаточно много открытых источников, чтобы, суммируя данные, составить объективную и полную картину происходящего. Нет в регионах сейчас таких уж «тайн Мадридского двора», которые бы существенно влияли на происходящее и не находили отражения в публичном поле», - считает Макаркин.

По словам эксперта, введение прямых выборов губернаторов привело к тому, что элиты вынуждены вести свои конфликты в том числе и в публичном пространстве. «Раньше действительно в регионах можно было говорить о кулуарных «тайнах двора»: перед назначением губернатора различные политические силы пытались повлиять на ситуацию, отсылали в Кремль многочисленные документы и записки о том, чем плох действующий губернатор, ждали решения. Теперь, в связи с введением прямых выборов, так или иначе разногласия элит выходят на поверхность», - отмечает политолог, подчеркивая, что пока прямые выборы губернатора хоть и обнажают противоречия в высших кругах, но к смене власти не ведут – назначенные ранее главы регионов как правило переизбираются.

Факторы неустойчивости регионов

Самым главным фактором неустойчивости субъектов РФ и Макаркин, и Виноградов называют противоречия местных элит. Так в тех регионах, где выборы или досрочное назначение губернатора уже прошли, наблюдается рост политической устойчивости. В число «крепнущих» регионов попали Брянская, Рязанская и Московская области.

Еще одним фактором, который следует учитывать, по мнению Виноградова, является активность правоохранительных органов. Сейчас, по словам Виноградова, в ряде регионов возбуждены уголовные дела в отношении чиновников местных администраций, однако пока не до конца понятно, что именно спровоцировало уголовное преследование: был ли это конфликт местных элит, разногласия с федеральными органами или часть кампании по борьбе с коррупцией.

Дисбаланс может усилить сокращение бюджета регионов, а также протестная активнось населения, считает Виноградов. По мнению Макаркина, главы регионов служат тотализатором социального недовольства населения. «В целом у населения есть ощущение, что мы идем куда-то не туда, есть недовольство. Но если к фигуре Путина большинство россиян относятся осторожно и достаточно лояльно, не представляя себе страны без этого президента, то главы регионов такого пиетета не вызывают и становятся объектом критики и недовольства граждан», - отметил Макаркин, комментируя снижение политической устойчивости регионов в целом.

Однако, по мнению политолога, прямые выборы губернаторов, усилившие сейчас конфликты в регионах, станут как раз тем инструментом, который в будущем приведет к стабильности. «Ведь есть несколько концепция политической стабильности. Первая гласит, что стабильность – это постоянство и несменяемость, вторая подразумевает возможность спокойной смены управленцев, подбор наиболее жизнеспособных кандидатов в конкурентной борьбе. Второй тип систем более устойчив», - отметил Макаркин.

Согласно экспертному мнению, губернатор, который не был назначен кулуарно, а прошел через публичные процедуры, выборы и получил кредит доверия от населения в конечном итоге в большей степени способен обеспечить стабильность своего региона и удовлетворить запросы населения.

Напомним, в 2013 году выборы губернаторов пройдут как минимум в 7 регионах России.