Владимир Путин: «Чтобы люди нам доверяли, нужно иметь ещё и сердце»

Президент информирован обо всём. Но услышать голос простых людей всегда полезно. © / РИА Новости

В прошлый четверг президент россии провёл ежегодную «прямую линию». По словам самого главы государства, общение с гражданами в таком формате - это как мощный соцопрос, который «даёт возможность посмотреть реально, чем же люди озабочены». одновременно выступление в прямом эфире - возможность тут же дать оценку по самым актуальным проблемам развития страны и указать на ошибки чиновников.

   
   

Чем осилим кризис?

Как выяснилось, относиться к проблемам, с которыми столкнулась страна, можно и так: «Не было бы счастья, да санкции помогли». После шокового падения в конце 2014 г. рубль снова растёт, показатели экономики обнадёживающие.

Пока самая острая проблема - пожары на Дальнем Востоке. Помощь пострадавшим и восстановление жилья (сгорело 2400 домов) потребует около 7 млрд. Президент поставил задачу - восстановить всё к 1 сентября. А вот выход из экономических неурядиц, вызванных падением цен на нефть и санкциями, продлится дольше. Но прогноз, по словам В. Путина, не изменился - около 2 лет. «Мы прошли пик проблем, провели корректировку курса национальной валюты. И ничего не лопнуло, и всё работает...» Даже за прошлый год промпроизводство сократилось лишь на считаные доли процента. В добыче нефти (525 млн т), урожае зерна (105 млн т) и строительстве жилья (82 млн м²) и вовсе рекорды. Впрочем, проблем ещё хватает: капитал ускоренно бежал из РФ, рост цен в потребительском секторе - хоть и удалось «не раскрутить спираль инфляции» - составил 11,4%, доходы населения сократились на 1%, выросла безработица. «Чтобы грамотно выстроить экономическую политику, безусловно, нужно иметь голову. Но, если мы хотим, чтобы люди нам доверяли, нужно иметь ещё и сердце и нужно чувствовать, как рядовой человек живёт, как это на нём отражается. Если мы сохраним доверие граждан, то они тогда будут поддерживать всё, что мы делаем, и где‑то готовы будут и потерпеть».

Чего ждать от Украины?

Есть ли мирный выход из противостояния в Донбассе? Что для этого нужно сделать? А самое главное - собирается ли это д­елать нынешняя киевская власть?

«Выход только один. Это и­сполнение минских договорённо­стей, конституционная реформа, решение социальных, экономических проблем всей страны и Донбасса в частности, - подчеркнул Владимир Путин. - Мы не видим желания сегодняшних киевских руководителей восстанавливать ни социалку, ни экономику Донбасса. Сегодня мы наблюдаем полную блокаду Донбасса... Но там есть и люди, которые вообще ни при чём, которые заработали, скажем, пенсию, в том числе работая 20 лет уже в независимой Украине, - они имеют право. Почему вы им не платите?!»

Самое главное условие восстановления нормальных отно­шений с Западом - это уважение к России и уважение её интересов.

Впрочем, вопрос о социалке и экономике Донбасса может опять отойти на второй план, если Киев попытается - уже в четвёртый раз! - решить проблему мятежных регионов силой. «В первый раз печально закончилось, во второй раз печально закончилось. В третий раз начали - опять трагедией закончилось, для украинцев прежде всего, для украинской армии... Я считаю, что это колоссальная ошибка! Такие действия загоняют ситуацию в тупик», - дал оценку событиям президент, который, к слову, вообще «не делает разницы между украинцами и русскими - это вообще один народ». Возможно ли, что дело дойдёт до войны Украины с Россией? «Нет. Исхожу из того, что это невозможно».

   
   

Мы - страна с большими природными ресурсами, великая ядерная держава. Быть нашими врагами и друзьями одинаково почётно. Мы никого врагами не считаем и не рекомендуем никому считать нас своими врагами.

Тем временем помощь, которую оказывала и по-прежнему оказывает Россия Украине, в том числе скидками на газ, - это помощь именно украинскому народу, а не к­иевским властям. «Мы заинтересованы в том, чтобы украинская экономика вышла из кризиса, чтобы на наших границах были спокойствие, порядок, а мы имели возможность налаживать и развивать экономические связи с благо­получным партнёром и соседом... Политическая ситуация в той или иной стране меняется время от времени, а народ - очень близкий к нам - остаётся. Не наше дело навязывать Украине тот или иной способ поведения. Но мы имеем право высказать своё мнение, обратить внимание на необходимость исполнения минских соглашений. Мы ждём этого от всех наших партнёров, включая руководство Украины. Другого пути, кроме политического способа решения проблем, не существует, и такое понимание должно прийти ко всем».

Это (участие в праздновании 70-летия Победы в Москве. - Ред.) выбор каждого конкретного политического дея­теля, выбор страны, которую он представляет. Кто‑то сам не хочет, допускаю, а кому‑то не разрешают из «вашингтонского обкома»... Если люди проявляют желание отдать дань победителям нацизма, мы будем это приветствовать - в любой форме, в любое время, в любом месте... Кто хочет, пусть приезжает.

Мнение эксперта

Олег Бондаренко, руководитель Агентства стратегических коммуникаций:

- Президент продолжает призывать Киев к соблюдению минских договорённостей. Впрочем, при этом он сам же вынужден признать, что Киев действует вразрез с ними. На мой взгляд, ситуация очень тревожная, и попытка представлять Украину в качестве неразумного дитяти, которое должно одуматься, чревата опасным самоубаюкиванием. Речь идёт об осознанно идущем на обострение режиме, который, кроме всего прочего, выполняет команды из Вашингтона. Мне кажется, Порошенко не будет выполнять минские договорённости. Вновь рвущиеся в Донбассе снаряды доказывают: мертва не только политическая часть соглашений, вскоре может ничего не остаться и от военного перемирия.

Как заработать?

В России не хватает механизмов доведения господдержки до малого и среднего бизнеса, считает президент. При этом банки готовы увеличить сумму поддержки до 100 млрд руб.

«Там всего 50 млрд, они до сих пор не истрачены. По-моему, 20 или 30 млрд только востребованы, - отметил В. Путин. - Значит, у нас нет достаточных механизмов доведения этих средств и этих решений до конечного потребителя».

По словам главы государ­ства, работа у бизнеса будет: «При крупных наших компаниях надо создать целую сеть малых предприятий. Уже сегодня мы выделяем квоты для малого и среднего бизнеса при реализации государственных и муниципальных закупок».

При этом власти не намерены забывать и о других способах стимулирования малого бизнеса: «Если банк предоставляет кредиты для малого и среднего предпринимательства, то получает от ЦБ фондирование под 6,5%. И конечный процент для заёмщика будет меньше, чем на рынке. Мы расширяем патентную систему: взял патент - и работай. Для начинающих предпринимателей принято решение о налоговых каникулах на 2 года».

Хотя «вряд ли сейчас стоит ожидать снятия санкций», худшее для экономики уже позади, считает президент.

Принято решение выделить деньги на субсидирование ипотечных кредитов. Сегодня они уже около 14%, задача - сдвинуть их к 12%, чтобы поддержать рост в строительном секторе.

Мнение эксперта

Антон Степанов, член г­енерального совета объединения предпринимателей «Деловая Россия»:

- Система выхода малых и средних предприятий на рынок госзаказов - вот тот единст­венный механизм поддержки, который им нужен. Я убеждён, что нет необходимости выдавать им в большом количестве субсидии и льготные кредиты. Дайте бизнесу работу! Необходимы уменьшение предлагаемых на тендеры участков в дорожном строительстве, отмена обязательных банковских гарантий для доступа к госконтрактам, снижение платы за аккредитацию предприятий при госкорпорациях.

Куда девать своё молоко?

Программ по развитию сельского хозяйства множество, но деньги почему-то расходятся по крупным производителям. Очень трудно продать продукт, пожаловались фермеры президенту.

В. Путин рассказал о дополнительных мерах поддержки села: «Первая из них - это увеличение субсидирования по кредитам, которые предприниматель берёт в оборотный капитал. Раньше это было всего 5,5% (такая субсидия), теперь 14,7%. То есть, если вы берёте кредит в банке, допустим, под 20%, это значит минус 14,7...

50 миллиардов выделено дополнительно на поддержку села в этом году плюс 4 на то, чтобы брать в лизинг технику. Из них, по-моему, 2 миллиарда - в «Росагролизинг». Есть и такие меры, как, например, увеличение погектарной поддержки. Там у нас было 14 с чем-то миллиардов, 14,5, сейчас 8,5 ещё добавили. Регионам рекомендовано давать начинающим фермерам по два миллиона…»

Отдельно В. Путин сказал и о тех, кто занимается производством молока: «Сегодня закупочные цены (на молоко) часто ниже, чем себестоимость… Есть вопрос, связанный с сухим молоком, которое завозится в большом количестве, скажем, из Белоруссии». А это сильно влияет на закупочные цены в РФ. По словам президента, правительству придётся увеличить поддержку аграриям, если мы хотим иметь собственное молочное производство. Глава государства также поддержал желание фермеров доставлять свою продукцию напрямую покупателям в города: «Обязательно такой сигнал мы пошлём руководителям регионов, а они - в муниципалитеты... Действительно, продают и квас, и воду, почему не продавать молоко

Я бы настойчиво рекомендовал руководителям (госкорпора­ций. - Ред.) предъявить свои доходы, не вижу здесь ничего страшного.

Мнение эксперта

Михаил Силантьев, председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Архангельской области:

- Все перечисленные президентом программы идут на условиях софинансирования регионами. А стало быть, те регионы, где с деньгами негусто, получают копейки. Необходимо федеральные средства распределять между регионами по общей системе, с учётом мнения фермеров - ведь они лучше знают, кто нуждается, а кто лишь хочет пограбить бюджет.

Что касается реализации фермерской продукции - тут нужны стационарные продуктовые павильоны, а с ними по всей стране идёт борьба, возглавляемая близкими к властям владельцами торговых сетей. Но выход есть - поддержать сельхозкооперативы. Крестьянину некогда стоять у прилавка, он должен продукцию отдать в кооператив, который её переработает и продаст. Нужно  дать этим кооператорам льготные кредиты, торговые павильоны в городах в аренду на льготных условиях.

Поднятие стоимости О­САГО - вынужденная мера. 11 лет не корректировали эту ставку, стоимость запчастей выросла в связи с курсовой разницей, возросла стоимость платежей, связанных с охраной жизни и здоровья людей. Вот эти три компонента и вызвали такое резкое повышение.

Когда на пенсию?

«Готовы ли мы к тому, чтобы сейчас взять и резко повысить пенсионный возраст? Я считаю, что нет», - ответил президент на вопрос о пенсионной реформе, который задала предприниматель из Тюмени Ирина Косогорова.

«Да, у нас растёт продолжительность жизни, но у мужчин она 65,5 года. Если мы сделаем возраст выхода на пенсию 65 лет, значит, извините меня за простоту выражения, - отработал и - в деревянный макинтош? Это невозможно», - сказал В. Путин.

Впрочем, вопрос о повышении пенсионного возраста, по мнению президента, всё-таки придётся решать: «В 2008 г. трансферт (вливание. - Ред.) федерального бюджета в пенсионную систему составлял 1 трлн 49 млрд руб., а 2016 г. он должен составить 2 трлн 700 млрд руб. Это 3% ВВП страны! Встаёт вопрос: откуда взять эти деньги? Значит, нужно будет забрать их из оборонки, из медицины. Может быть, это приведёт к понижению уровня пенсионного обеспечения...»

Мнение эксперта

Юрий Горлин, замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС:

- Конечно, чудес в экономике не бывает, и пенсионный возраст в конце концов придётся поднимать. Но делать это надо постепенно. Представьте, что будет, если сделать это, например, с 1 января 2016 г., как предлагают некоторые финансисты. Человек, который отметит 60-летие 31 декабря 2015 г., выйдет на пенсию. А другой отпразднует такой же юбилей 1 января 2016 г. и будет работать ещё 5 лет. Это абсурдно и неконституционно. Людей предпенсионного возраста реформа вообще не должна затронуть. Чтобы принять решение, надо очень глубоко проработать множество вопросов: какой возраст установить (63 или 65 лет), какими темпами повышать, увеличивать для всех или только для женщин?

Почему растут цены?

Цены в магазинах на продукты сильно выросли и продолжают расти. Почему?

Н. В. Ремизова, Липецк

«Магазины подняли цены» - так говорят при подорожании товаров. В какой-то степени оно верно: конечную сумму на ценнике выставляют именно в магазинах. Даже руководство страны ведёт переговоры о снижении или удержании цен с торговыми сетями. Но всё же реальная картина отличается от той, что видится потребителям.

Чтобы разобраться, как происходит ценообразование в торговле, обратим внимание на самую обычную говядину. Для того чтобы она появилась на прилавке, скотину нужно растить несколько лет - это мясо не может быть дешёвым. По торговой статистике, в его итоговой цене наценка сейчас составляет в среднем менее 20 руб. из каждой сотни, полученной на кассе.

Из этих денег магазин оплачивает аренду помещения и складов, электричество, доставку, платит зарплаты сотрудникам за тяжёлый труд. Попробуйте целый день постоять за прилавком или не ошибиться, отслеживая и обновляя тысячи позиций ассортимента. В итоге собственно прибыль составляет 6-7 руб. из сотни. А с неё ещё налоги платят.

По некоторым товарам, как говорят экономисты сетей, цифры порой ещё ниже - например, в цене колбасы даже при наценке в 27% владелец магазина получает около 5% чистой прибыли, то есть примерно 5 руб. с сотни. Получается, что если мы оставили на кассе 1000 руб., то всего 50 руб. из неё для владельца являются чистой прибылью, и это плата за то, что магазин рядом, товары свежие, выбор широкий, нет длинных очередей, как когда-то.

Это не такая уж маленькая сумма, и торговля в России - достаточно успешная отрасль экономики. Но, когда мы читаем, что сети «заморозили» цены на какие-то товары, должны понимать: это лишь на время. Магазин может сопротивляться росту закупочных цен, но реальных возможностей надолго фиксировать свои у него нет.

Конечно, проще всего поднять розничные цены - люди ведь всегда будут хотеть есть. Но крупные сети конкурируют между собой, развивая рынок. А низкая цена - выгодная позиция в конкурентной борьбе. Они экономят на закупке, приобретая товар огромными партиями, и стараются быстрее его продать. Вслед за ними и малые магазины вынуждены держать цены в разумных рамках. Если бы не крупные сети, цены сейчас были бы значительно выше.

Однако если закупочная цена, например на сахар, с сентября по январь вырастает на 80%, то, как бы сети ни «замораживали» свои цены, деваться им будет некуда. У владельца магазина останется лишь два варианта: либо повысить цены, либо закрыться.