«Мы ничего не ограничиваем» — депутат о том, как будут отменять выборы мэра

Вячеслав Тимченко. © / Владимир Федоренко / РИА Новости

Резонансный законопроект о реформе местного самоуправления в понедельник был подписан президентом и вступил в силу. Новый закон даёт возможность крупным городам отказаться от прямых выборов мэра и городских дум. На стадии обсуждения инициатива подверглась острой критике со стороны экспертов и СМИ, однако на содержании законопроекта это мало отразилось. АиФ.ru поговорил с одним из авторов документа, главой комитета Госдумы по местному самоуправлению Вячеславом Тимченко, о том, кто теперь будет решать, останутся в городе выборы мэра или нет.

   
   

Алина Гарбузняк, «АиФ»:​ — Правда ли, что в окончательном чтении проект закона был доработан и теперь у городов появился выбор: отказываться от прямых выборов мэра или оставить всё как есть?

Вячеслав Тимченко: — Да, появился выбор. Он и не пропадал, на самом деле.

— От чего теперь зависит, останутся в городе прямые выборы мэра или нет?

— Зависит от того, какой закон будет принят на уровне субъекта федерации. Федеральный закон никаких ограничений в этом случае не устанавливает. Он предоставляет возможность использовать любые системы избрания органов местного самоуправления — местного совета, главы администрации — с учётом экономических, географических и других особенностей региона.

— Кто именно в регионе будет решать, какая система лучше, — граждане или местная власть?

   
   

— Это будет решать областная Дума, но с учётом мнения населения.

— Каким образом депутаты будут учитывать мнение населения? В законе прописан механизм?

— Мы не ограничиваем способы учета мнения населения: это и голосование, и референдум, и представительные органы, и опросы, и публичные слушания. Возможности самые широкие — как хотите, так и определяйте.

— Они настолько широки, что у местной власти, вероятно, останется возможность и не учитывать мнения населения...

— Что значит «не учитывать»? В законе могут содержаться различные аспекты: порядок формирования совета, сроки формирования, подотчётность и так далее. Поэтому нет нормы, что закон принимается, только если проведен референдум. Учёт мнения может быть самый разнообразный. Могут утвердить референдум — тогда для реформы местного самоуправления нужна будет поддержка большинства населения. Может быть выбрана форма публичных слушаний: они не подразумевают голосования, на публичных слушаниях могут высказываться различные точки зрения. Но мы понимаем, что региональная Дума — это тоже народные избранники, и если они будут игнорировать мнение населения, за них в следующий раз не проголосуют.

— Если так рассуждать, то все законы без исключения принимаются «с учётом мнения населения».

— Ну да. Хочу отметить, что в законе не написано, что мнение населения является определяющим, а написано «учёт мнения». Если парламент субъекта решит, что нужен референдум — пожалуйста. Но могут сказать: вы выбирали депутатов городской Думы — вот пусть городская Дума принимает решение, а мы на уровне субъекта утвердим.

— То есть прежде чем «учесть» мнение населения, власти региона сами же и пропишут, в какой форме они это будут делать?

— Да, они должны принять закон.

— А если всё-таки мнение народных избранников не совпадёт с мнением избирателей, у горожан будет возможность вернуть прежнюю систему выборов?

— Пусть вносят законодательную инициативу — депутаты будут рассматривать и принимать решение.

— Разве рядовые граждане обладают правом законодательной инициативы?

— Они могут обращаться к депутатам регионального парламента: каждый депутат представляет определенную территорию.

— Есть ли какие-то сроки, в которые регионы должны решить, сохраняют они прямые выборы мэров или нет?

— В течение шести месяцев региональные парламенты должны принять соответствующие законы.