Алина Гарбузняк: Православный апокалипсис сегодня

Алина Гарбузняк. © / АиФ

В четверг вечером скандально известный «православный активист» Дмитрий Цорионов (взявший себе псевдоним Энтео) со своей напарницей прервали спектакль в МХТ имени Чехова, выйдя на сцену и требуя прекратить «святотатство». Из их отчёта в социальных сетях следует, что в спектакле их возмутил «гомосексуализм, разврат и пропаганда наркотиков» (почти полный список запретов, произведённых нашими депутатами за последние года полтора). Впрочем, Цорионов и компания довольно чутко улавливают дух времени.

   
   

С «православным активистом» Дмитрием Цорионовым я познакомилась давно, когда он ещё только начинал свою карьеру. Напомню, что впервые Цорионов громко заявил о себе во время процесса над участницами группы Pussy Riot. После нескольких провокационных акций, направленных против сторонников задержанных девушек, Цорионов оказался в центре внимания СМИ. Интервью он раздавал направо и налево, его фотографии не сходили со страниц интернет-СМИ.

Я понимала, что и мне не избежать общения с этим персонажем (тогда я работала не в АиФ.ru, а в другом издании), хотя было очевидно, что увеличение числа интервью — его прямая задача. Очень не хотелось участвовать в этом пиаре, но редакция требовала. И я, как мне казалось, нашла выход: пригласила на интервью его напарника по провокациям Андрея Каплина. Он казался скромнее, проще и немного адекватнее.

Каково же было моё разочарование, когда на встречу вместо Каплина явился Цорионов. Точнее, Каплин тоже был, но ему была отведена роль младшего брата, которому разрешили послушать разговор взрослых. Вначале мы долго говорили о «геенне огненной», Цорионова очень сложно перевести на разговор о других вещах. Это, конечно, субъективное ощущение, но мне показалось, что сам он в реальность этой геенны едва ли верит: он рассказывал о ней так, как люди пересказывают сюжеты книг.

Кстати, о книгах. Как человек церковный, хотела бы отметить, что в православных храмах не читают Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова): отрывки из него не включают ни в литургические, ни в другие чтения.

Когда мы закончили с темой посмертных страданий грешников, мне наконец удалось задать Цорионову интересующие меня вопросы, в том числе и неудобные для него. В частности, о Селигере. Полтора года назад ещё свежи были воспоминания о ежегодных сборах прокремлёвской молодёжи в лагере «Селигер» в Тверской области. Их устраивало скандально известное движение «Наши»: пару лет назад эти ребята и устраиваемые ими провокации притягивали внимание СМИ не меньше, чем сегодня это делают православные активисты.

И совпадение это, как выяснилось, неслучайно: у православных активистов и «Наших» одна школа. Готовясь к интервью, я нашла в их блогах упоминания о «незабываемых днях на Селигере». Оказывается, движение «Наши» имело и православную ветвь, ею руководил Борис Якеменко, брат основателя «Селигера» Василия Якеменко. На интервью Цорионов насторожился, услышав вопросы про Селигер, однако чувство ностальгии взяло верх, и он выдал несколько подробностей «незабываемых дней».

Но когда эти подробности были напечатаны, в адрес редакции посыпались обвинения в клевете и угрозы. С уверенностью эксперта Цоринов доказывал, что по закону запись моего цифрового диктофона как доказательство в суде не примут и что он с помощью свидетеля Каплина с лёгкостью докажет, что интервью сфальсифицировано. О грехе лжесвидетельства и «геенне огненной» он в тот момент явно не вспоминал. Впрочем, никакого суда не было. Угрозы в итоге прекратились, Цорионов добавил меня в друзья «ВКонтакте» и вот уже полтора года регулярно шлёт мне приглашения на новые акции православных активистов. Наверное, на интервью давно никто не звал. Может, после случая в театре позовут?

   
   

Кстати, девушку, которая вместе с Цорионовым участвовала в провокации в МХТ, я тоже знаю. Когда «Селигер» был ещё в тренде и меня туда отправляли писать репортаж, в лагере я жила с ней в одной палатке. Очень милая девушка Мила.

Её же вместе с Цорионовым и другими активистами я видела в Крутицком Патриаршем подворье: молодые люди собрались, чтобы составить план акций на ближайшие месяцы и провести инструктаж (я замешалась в толпу активистов, чтобы подготовить репортаж). Оказалось, всё, что творят на улицах, у судов и в театрах эти ребята, имеет чуть ли не научное название: «православный акционизм». Многие из идей, озвученных в тот вечер, я увидела воплощёнными в течение следующего года. Но многое ещё в проекте. А именно, летательный аппарат с чучелом пеликана, разбрасывающий миссионерские листовки; Евангелие, адаптированное для гастарбайтеров, и плакаты с изображениями современного ада и рая в вестибюлях метро.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Смотрите также: